+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Проект на тему: Проект мини-музея «Деревянные игрушки». Проект деревянной детской игрушки


Проект Детская деревянная игрушка «Цыплята»

Слайд 1

Проект Деревянная детская игрушка «Цыплята» МБОУ «Пирово-Городищенская» оош Выполнил: Лаврентьев Глеб, 8 класс Руководитель проекта : Лаврентьева И.Ф., учитель технологии Пировы-Городищи 2014

Слайд 2

Содержание: Введение………………………………………………………………….3 Схема обдумывания……………………………………………………...4 История игрушки…………………………………………………………5 Современное состояние игрушки……………………………………….5 Проблемы…………………………………………………………………6 Технологическая карта…………………………………………………...7 Экономическая оценка изделия………………………………………….8 Экологическая оценка изделия…………………………………………..8 Заключение………………………………………………………………..8

Слайд 3

Введение Цель проекта – изготовить деревянную игрушку «Цыплята». Актуальность темы – заключается в том, что в современных условия в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является малозатратным и несложным по исполнению, при этом при ее изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес дошкольников, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики. Задачи проекта: Изучить историю игрушки Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире Выявить заинтересованность дошкольников в подобных изделиях Дать экономическую и экологическую оценки изделию Удовлетворить потребность дошкольников в данном роде игрушек

Слайд 4

Схема обдумывания История игрушки Экология Деревянная Игрушка «Цыплята » Материалы Эстетическое оформление Потребность

Слайд 5

История игрушки Игрушка - вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям. Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Народная игрушка является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему миру. Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы. Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства. Главный центр игрушечного производства связан с Подмосковьем. Это Сергиевский посад и деревня Богородское. В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко окрашивали также изделия богородцев. Самая знаменитая - Богородская игрушка «Кузнецы», а после появилась данная игрушка «Цыплята», которая действует по такому же принципу.

Слайд 6

Современное состояние деревянной игрушки С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянной игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей . В наше время дошкольники мало заинтересованы в игрушках подобного рода. Почему? Да потому, что в современном мире не возникает такой проблемы, как «нехватка» игрушек. Сейчас выпускаются игрушки на любой вкус (конструкторы, пазлы, машинки, самолётики, куклы, различные радиоуправляемые игрушки и т. п.). А про компьютеры и говорить нечего. Дети уже с раннего возраста начинают играть в компьютерные игры. И тогда любые игрушки отходят на второй план, не говоря уже о простых классических деревянных игрушках. Проблемы?

Слайд 7

Решение: Привлечение интереса к данной игрушке с помощью эстетического оформления Детей привлекают яркие цвета. Психологами доказано, что цвета вызывают у ребенка различные чувства. Соответственно, яркие цвета-цвета спектра вызывают у ребенка положительные чувства, положительные ощущения. Изделие должно обладать определенными механическими возможностями (быть относительно подвижной или, возможно, складываться и раскладываться). Ребенку гораздо интересней играть с подвижной игрушкой, нежели с неподвижной. Игрушка должна нести в себе психологическую информацию, не быть «мертвой», учитывая тот факт, что ребенок должен с ней играть, а не воспринимать ее в качестве сувенира Игрушка – специфическое средство массовой информации, так как каждая игрушка несёт какую-либо информацию. Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.

Слайд 8

№ п / п Описание операции Графическое изображение Инструменты 1 Нарисовать шаблон цыпленка Лист бумаги, карандаш 2 Заготовить фанеру. Разметить и выпилить по шаблону фигуру цыплёнка 2 шт. Карандаш, электролобзик 3 Изготовить 2 планки размером 20× 15×300 мм Карандаш, линейка, пила 4 Изготовить кормушку по размеру 30×25 мм Карандаш, линейка, электролобзик 5 Покраска всех деталей, покрытие лаком Краски гуашь, бесцветный лак 6 Скрепить все детали между собой Молоток, гвозди 15 мм

Слайд 9

Экономическая оценка изделия Данная игрушка является очень выгодной и экономной. Она малогабаритная и соответственно для ее изготовления не требуется много материала. Экологическая оценка изделия Игрушка сделана из экологически чистого материала – древесины. Поэтому она не может нанести вред окружающей среде. Мы использовали краски – гуашь, и лак это химические вещества, но значительного вреда они не нанесут . Заключение Я считаю, что все задачи, поставленные в ходе проекта, были выполнены. Деревянная игрушка была изготовлена согласно заданным требованиям. Ее достоинством является то, что она сделана самостоятельно и полностью своими руками. Игрушка выполнена из экологически чистых материалов и затраты на нее минимальны.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

nsportal.ru

Научно-исследовательский проект «Деревянная игрушка коми-пермяцкого народа» - Культурология - Детские исследовательские проекты - Обучение и развитие - ПочемуЧка

Введение.В наше время у меня и моих друзей множество игрушек. Но самой любимой «игрушкой» является телефон, планшет или компьютер. Любимые игры – компьютерные. Многие дети согласны с тем, что телефон и компьютер лучше, чем детские игрушки. Мне захотелось узнать: какие игрушки существовали раньше, 100 или 200 лет назад, чем играли дети, кто  делал игрушки, и  можно ли их сделать сейчас?

Проблема исследования - многие дети не знают историю возникновения деревянной игрушки и не знают, как их изготовляли.

Актуальность моего проекта: тему игрушки коми-пермяцкого округа считаю актуальной т.к. изучение истории родного края, возрождению народных традиций и ремёсел сегодня уделяется огромное внимание. Народная игрушка в своём первородном виде - это и обрядовая скульптура и инструмент магии и явление народного искусства слитые воедино. Поэтому изучение прошлого моего народа неразрывно связано с историей  возникновения и развития народной игрушки. В настоящее время проблема в том, что мы много не знаем о прошлом своего народа. Редко кто может сказать, какими были детские игрушки раньше. Мне захотелось узнать, чем играли дети, когда не было пластмассовых игрушек, кто их делал и можно ли их сделать сейчас.        

Этапы нашей работы: Первый этап – подготовительный: подготовили вопросы, на которые хотели найти ответы. Второй этап – основной (исследовательский). Сбор информации (читали энциклопедии, рассматривали иллюстрации, посетили краеведческий музей, опросили своих одноклассников и родственников ).Третий этап – заключительный: создание презентации, фотоальбома.Представление (родителям, знакомым, сверстникам) достигнутых результатов.

Цель проекта – изучить традиции и быт коми-пермяцкого народа на основе изучения народной игрушки, узнать историю возникновения деревянной игрушки и научиться самому изготовлять деревянные игрушки. 

Задачи проекта: 1.Изучить историю возникновения деревянной игрушки.2.Изучить способы изготовления некоторых видов игрушек.3.Самому изготовить деревянную игрушку.

Гипотеза: зная, что в настоящее время можно сделать деревянные игрушки, я смогу вызвать интерес к творчеству нашего народа  к его традициям и обычаям.

Объект исследования – история  деревянной коми-пермяцкой игрушки.

Предмет исследования -  коми-пермяцкая деревянная игрушка. 

Методы  исследования:       1.Изучение литературы и информации из интернета.2.Опрос родственников и детей из моего класса.3.Посещение музея.4.Практическое    занятие.

Структура исследования: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на занятиях литературного чтения, окружающего мира. В ходе исследований я научился анализировать большой объём информации, находить полезную информацию, делать выводы.

История возникновения игрушки.Первые игрушки в мире появились очень давно. Их начали делать еще первобытные люди. А деревянные игрушки самые древние т.к. этого материала было много, игрушки из него не ломались, вырезать их мог практически каждый взрослый. И ещё наши предки знали, что дерево  на ребенка действует благотворно – успокаивает, утешает. Что же такое – игрушка?  «Игрушка - это предмет, созданный для игры.»[1.1]Но в древности игрушки имели серьезное значение, потому что имели «волшебные» свойства. Народ считал, что игрушки могут помочь выздороветь, увеличить урожай или даже принести удачу или неудачу. Игрушки берегли, их хранили в специальных корзинах или сундуках, и никогда не выкидывали. Самой ценной считалась игрушка, которую ребёнок сделает самостоятельно. 

«Игрушки Пармы - лесного края».Мы, коми-пермяки, и называем свою землю «Парма» потому, что у нас много леса. И первые игрушки древние коми-пермяки мастерили из дерева. Одной из первых игрушек ребёнка, как и сейчас, была погремушка  (гольган, сяркан.) (Приложение № 1.) Их вешали над зыбкой не только для забавы, они своими звуками отпугивали злых духов. Их мастерили из бересты, укрепляли на деревянной ножке, а внутрь клали горох или мелкие камешки.Когда ребенок учился  ходить ему делали напольные каталки в виде коня («чибу», «чибу-чань») (Приложение № 2.) потому что конь был символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах, первым помощником мужика в его нелегком труде и единственным средством передвижения. Чаще всего это был конь на колесах с помощью которого ребёнок делал свои первые шаги и первые открытия.Кроме каталок существовали коники -   кони-колоды на которых дети учились ездить верхом. Это были большие, тяжёлые фигуры коней. (Приложение № 3.)Были и просто игрушки-кони, для игры и забавы. (Приложение № 4.)А некоторые игрушки-кони имели вид обычной согнутой палки и с ними играли очень просто: садились верхом и изображали, что едут на лошадях, крича: «Пошел! Иди!»  (Приложение № 5.)С младенчества окружала ребёнка в старину и ещё одна игрушка – кукла.   "Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал".  (Народная мудрость.)Кукла по коми-пермяцкий «акань».Существовали определенные правила, которые соблюдались при изготовлении куклы: Во-первых, мастерили  кукол  молча, не отвлекаясь, вкладывая в куклу свою положительную  энергию.Во-вторых, при изготовлении кукол не использовали ни ножниц, ни иголок. Ткань не резали, а рвали. Лоскутки не сшивали, а связывали нитками. По поверьям, если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная». В-третьих, у куклы не было лица, чтобы в неё не вселилась злая сила.В-четвёртых, одежду для куклы мастерили  из лоскутков своей старой одежды. Считалось, что за годы ткань впитывает энергию владельца, и сделанный из неё оберег сохраняет его силу. Первыми куклами были куклы «столбушки». (Приложение № 6.) Их делали  из обыкновенного березового столбика, и наряжали в лоскутки ткани или платок. Ног и рук у этих кукол не было, белая кора была  личиком куклы. Они напоминали ребёнка, завернутого в пеленку.В дальнейшем появились куклы-панки — их делали из куска дерева, обрубали топором, а затем обрабатывали фигурку ножом и у куклы появлялась голова, туловище. (Приложение № 7.)Ещё были куклы – обереги - это были маленькие куколки, которые вывешивались над колыбелями младенцев, чтоб куклы малышей оберегали, когда родители уходили на работу. Они охраняли детский сон.  И до сих пор, по древнему обычаю, детей укладывают спать с любимой куклой.  (Приложение № 8.)Ещё существовали  игрушки, копирующие предметы взрослого мира  для подготовки детей к взрослой жизни.Это были маленькие копии  различных орудий труда (топорики, коромысла, грабельки, прялки) (Приложение № 9), игрушечное оружие: мечи, ножи, кинжалы, луки и стрелы, рогатки; со временем оружие становилось сложнее, появились пистолеты, ружья, винтовки, автоматы. (Приложение № 10)На каждое время года мастерили свои игрушки. Летом делали качели, ходули, удочки для рыбалки.  По весне, строили запруды, ставили деревянные мельницы, мастерили птиц. Зимой мастерили деревянные санки («дадь»), ледянки, лыжи. На новый год вырезали из дерева игрушки на ёлку. (Приложение № 11.)Последней появилась техническая игрушка. Из дерева начали мастерить: тележки, тарапуни, тарантайки, трактора, машины, самокаты, самолёты. (Приложение № 12.)Итак, в ходе работы я выяснил, какие игрушки существовали в старину в нашем крае. Чаще всего они были изготовлены из дерева. Игрушки были простые, они готовили детей к взрослой жизни, приобщали к труду. Деревянная игрушка всегда шагала в ногу со временем, развиваясь и изменяясь.  

Практическая часть.Опрос детей в классе.Чтобы узнать, что дети знают об истории коми-пермяцкой деревянной игрушки, я провёл опрос в классе. В нём приняли участие 25 человек. Вот какие результаты у меня получились. (Приложение № 14.)На вопрос: «Какие  коми-пермяцкие старинные игрушки вы знаете?»  ответили:  «машинка» - 10 человек,  «кукла» - 8 человек, «матрёшка» - 3 человека  и «кубики» - 1 человек. На вопрос: «Из какого материала  делали раньше игрушки?»ответили: «дерево» - 7 человек,  «ткань» - 5 человек, «тесто» - 1 человек, «глина» - 4 человека. На вопрос: «Хотел ли бы ты научиться  мастерить сам игрушки?», все 25 человек ответили «да».Я спрашивал у моих бабушек и дедушки: «Какими игрушками они играли в детстве?» и они ответили так: «Игрушек было мало. В основном делали игрушки своими руками из подручных материалов».

Вывод:После проведения опроса я выяснили, что дети мало знают об истории старинных  игрушек. Но ребята хотят узнать историю происхождения деревянной игрушки и попробовать её смастерить. 

Мастер-класс: (Приложение № 15.)Я тоже решил попробовать смастерить вместе с папой деревянную игрушку.Материал для изготовления игрушек — древесина (берёза). Технология изготовления игрушки. Для изготовления деревянной игрушки мы применяли следующие основные операции: разметка, пиление, сверление, шлифование.Время изготовления. Изготовление игрушки не требует больших затрат времени. Примерно это займет 3 —4ч.Какой же получилась моя  современная деревянная игрушка?

pochemu4ka.ru

Творческий проект -Деревянная игрушка "Коник"

Слайд 1

Российская Федерация п.Альмеж Опаринский район Кировская область Автор: Вохмянин Павел, 11лет Руководитель проекта: Подшивалова Татьяна Николаевна, учитель технологии МКОУ ООШ п.Альмеж Опаринского р-на Кировской обл. 2013 Творческий проект Деревянная игрушка «Коник»

Слайд 2

Введение Организационно-подготовительный этап Гипотеза Игрушку можно сделать легко и быстро, без больших материальных затрат. Цель проекта Разработать и изготовить деревянную игрушку. Задачи Изучить источники информации по теме исследования. Выяснить, какие игрушки есть в магазинах поселка . Выявить наличие материалов, оборудования. Изучить технологию изготовления. Выполнить работу своими руками. Научиться планировать работу. Воспитывать аккуратность в работе, точность, терпение. Совершенствовать навыки работы на компьютере.

Слайд 3

Обоснование потребности Постановка проблемы Скоро Новый год. 2014 год – год Лошади. А как же встречать наступающий год, если в доме нет этого «животного». В нашей семье есть хорошая традиция - дарить подарки на новый год. У меня есть младшая сестренка – Ирина, ей 4 года. Что ей подарить? Я подумал, неплохо бы подарить ей игрушку. Но какую? Конечно, нетрудно купить и в магазине. А ведь у подарка, выполненного своими руками много преимуществ.

Слайд 4

Выбор и обоснование темы проекта На уроках мы изучаем технологию обработки древесины. Мы познакомились с разными породами древесины, такими инструментами, как лобзик, ножовка, дрель. А так как мне необходимо самостоятельно выполнить проект, учиться работать со столярными инструментами, я решил отработать эти навыки еще и самостоятельно. Изготовление деревянной игрушки для подарка сестре - это и стало выбором темы для творческого проекта.

Слайд 5

Звездочка обдумывания

Слайд 6

Банк идей и предложений Первоначальные идеи Идея 1 Динамическая игрушка - «Заяц» + заяц катается по горке — много мелких деталей Идея 2 Сборный домик для куклы + очень красивый домик, подходит сестре — много мелких деталей, очень трудно выполнять Идея 3 Лошадка + красиво, легко сделать, символ нового года — нет гривы

Слайд 7

Выбор лучшей идеи Проанализировав все идеи, я выбрал идею №3. Почему? Она мне понравилась, легко делать, мало деталей, символ года, с ней можно играть. Но я сделаю по-своему - добавлю ей гриву. А так как символ Нового 2014 года - синяя лошадь, когда буду украшать ее – добавлю синего цвета.

Слайд 8

Почему деревянная?

Слайд 9

Исследования Исследование рынка Вывод: исследовав магазины, я пришел к выводу, что игрушки в магазинах есть (собачки, куклы, обезьяны, лошадки, машинки и другие). Игрушки мягкие, яркие, некоторые изготовлены в Китае. Есть дорогие и не очень. Мягкая игрушка в виде коня продается в одном магазине, она большая, белого цвета и дорогая. А деревянных игрушек нет.

Слайд 10

История происхождения русской деревянной игрушки Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX веке, а может быть, и раньше у восточнославянских племен были известны деревянные игрушки. Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Самое притягательное в ней — ее образность. «В дереве все есть, только в нем это увидеть надо...»,— сказал однажды прекрасный художник, мастер деревянной игрушки Николай Иванович Рыжов. Динамические игрушки - это игрушки передающие моторику движения живых существ или механизмов. Они популярны у детей разного возраста.

Слайд 11

Хвойные породы деревьев В столярном деле одними из самых широко используемых пород являются хвойные . Самые распространенные хвойные породы: сосна и ель. Сосна имеет древесину бело-желтого цвета с оранжево-красными смолистыми прожилками. Сучки дают интересную и выразительную текстуру. Древесина мягкая, легко поддается обработке, но легко повреждается и скалывается, требует острого инструмента. Широко применяется в изготовлении столярных изделий. Ель имеет светлую беловатую древесину с едва заметными годовыми кольцами. Сучки у ели разбросаны хаотично. По свойствам напоминает сосну, но более мягкая, легко поддается обработке. Свойства древесины

Слайд 12

Выявление основных требований к изделию Дизайн – спецификация Динамическая игрушка «Коник» Материал – древесина, обрезки досок Порода древесины – хвойные (сосна и ель), Образ – лошадь Колеса – крутятся Ось в колесах – металлический стержень Грива, хвост - из остатков пряжи Уздечка - тесемка Узор – краски акриловые, фломастеры

Слайд 13

Технологический этап Подбор материалов, инструментов и приспособлений

Слайд 14

Правила безопасности при работе с лобзиком Организация рабочего места (перед работой, во время работы, после работы) Правила безопасности при работе с ножовкой Правила безопасности при работе с рубанком Правила безопасности при работе с ручной дрелью Техника безопасности

Слайд 15

Подарок готов

Слайд 16

Заключительный этап Экономическое обоснование Игрушка выполнена из остатков досок, которые были у папы, нитки я взял у мамы - тоже остатки, краски мне потребовалось совсем немного – их мне предложила учитель. Покупать мне пришлось только клей «Момент», который стоит -30 рублей. Итак, подарок мне обошелся всего в 30рублей, намного дешевле, чем покупать. Большая экономия для семьи. Экологическое обоснование Для изготовления игрушки - подарка я использовал безопасные для здоровья детей и взрослых материалы. Этой игрушкой можно спокойно играть.

Слайд 17

Самооценка проекта Что получилось? Цель достигнута. Материалы доступны. Технология изготовления посильна. Игрушка получилась красивой, оригинальной. Стоимость низкая. Игрушка понравилась сестре, родным и знакомым и мне. Закрепил свои навыки при работе с разными инструментами. И с компьютером. Какие были трудности? Потребовалась помощь при сверлении отверстий. Составлять дизайн – папку и планировать работу. Приклеивать гриву и хвост. Много затратил времени для выпиливания игрушки.

Слайд 18

Новый 2014 год! Удача и счастье обязательно поселятся в вашей семье. Не верите? А вы проверьте. Смастерите своими руками хотя бы маленькую фигурку лошадки, поставьте ее на видное место в доме и очень скоро вы заметите изменения в своей жизни к лучшему! В нашей семье удача уже поселилась! У меня и у сестры – точно! Реклама

Слайд 19

Источники информации Учебник Технология – учебник для учащихся 5класса сельских общеобразовательных учреждений /Под ред. В.Д,Симоненко.- М.: Вентана –Граф, 2006. Авторские фото Интернет-ресурсы http://www.toybytoy.com/toy http://www.dimkin-dvorik.ru/stati-o-igrushkakh/ http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post205823645/ http://www.etsy.com/shop/friendlytoys http://delostroika.ru/org/dreved/porod/

nsportal.ru

Проект (младшая группа) на тему: Мини-музей " Деревянной игрушки" | скачать бесплатно

Государственное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»

Поэтический бульвар, 5

Информационная карта проекта

«Создание интерактивного мини-музея «Деревянной игрушки»

в первой младшей группе детского сада как условие реализации ФГОС»

                         

                       

                                                        Авторы проекта

                                                        Воспитатели  

                                                        Малашинская Екатерина Александровна

                                                         Скорик Ольга Федоровна

Санкт-Петербург 2014    

Полное название: создание интерактивного мини-музея «Деревянная игрушка»

Продолжительность проекта: 1 месяц

Тип проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: первая младшая группа «Василёк»

Возраст детей: 2-3 года

Цель проекта: Познакомить родителей со способами пролонгирования игровой деятельности детей с деревянными игрушками.  

Задачи проекта:

Мини-музей предназначен для формирования у детей первичных представлений о музеях

Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей;

Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования и экспериментированию с игрушкой.Воспитывать заботливо отношение к экспонатам.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:                                              - принцип учета возрастных особенностей дошкольников;                                              - принцип опоры на интересы ребенка;                                                                                                                                                                                                         - принцип наглядности;                                                                                                       - принцип последовательности;                                                                                          - принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Развивающая предметно-пространственная среда

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Экспонаты игрушек располагаются на нижних полках стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках представлены: информация для родителей и воспитателей, детская литература, альбомы.

Экспонаты мини-музея.Матрешки: помогает детям сосредоточится, научиться терпению и усидчивости; развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук; уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка.

Рамки вкладыши: цель игры вложить вкладыш в соответствующее место, подобрав по размеру и логике; тренирует мелкую моторику пальцев, знакомит с окружающим миром, понятиями цвета, количества.

Погремушки: помогает овладеть образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой; приучает ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей.

Собери грибочки.Игрушка на развитие моторики,  на классификацию по размеру и цвету. Сами по себе грибы могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.

Игра «Зашнуруй ботинок».Цель игры: освоение навыка одевания, развитие мелкой моторики, координация, ориентировка в пространстве.

Пирамидка.обогащать сенсорный опыт детей, обучать группировать  предметы по цвету, развивать зрительно-слуховое восприятие.

Настольный театрТеатр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:- с художественным образованием и воспитанием детей;- формированием эстетического вкуса;- нравственным воспитанием;- развитием коммуникативных качеств личности;- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Конструктор.КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА- достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений.

Подготовительный этапПредложить детям вместе с родителями выбрать дома для музея деревянные игрушки, иллюстрации, стихи, песенки, книги. Объявление для родителей об организации мини-музея. Беседа с родителями о целях и задачах мини-музея в группе.

Практическая часть (предварительная работа).

Сбор и создание экспонатов музея, их оформление.  

Реализация проекта:

Образовательная область

Непрерывная  образовательная деятельность

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений (Величина, Форма). Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- Пирамидки

- Конструктор

 -Пазлы

 -Матрёшки

- Лабиринт

- Геометрикс

Ознакомление с окружающей действительностью

- машинки

-паровозики

- грибочки

- рыбы

Сенсорное развитие

- вкладыши

-кубики

- пирамидки

- молоточки

- игрушки -забавы

- бусы

- прищепки

Рассматривание картинок предметных и сюжетных.

«Угадай, что звучит», «Прогулка с матрешкой», «Большое дерево», «Из чего сделаны деревянные игрушки».

Д.И. :»Собери пирамидку», «Собери бусы», «Собери матрешку», «Собери грибочки», «Собери картинку».

Социально-коммуникативное развитие

Ролевые игры, развитие сюжетной игры

- грибочки

- рыбки

Шнуровка

- ботинок

- пуговицы

Сюжетные игры: «Угостим куклу грибным супом»

«Идём на рыбалку

Д/и « Научусь делать сам»

Речевое развитие

Развитие связной речи

- кукольный  настольный театр

- матрёшки по сюжету сказок

Чтение сказки  «Репка», «Теремок», «Курочка ряба» «Погремушка» (А. Барто), «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Погремушки у ребят».

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие :

- Свистульки

- Трещётки

- Дудочки

- Погремушки

- Стучалки

Развитие художественно- эстетического вкуса

-матрёшки

- свистульки

- ложки

- погремушки

 

Музыка: «Мы матрешки маленькие крошки», «Погремушки у ребят».

Рисование: «Укрась фартук у матрешки».

Лепка: «Сделай погремушку»

Физическое развитие

- Погремушки

физ. минутки «Погремушки весело звонят», «Зайка беленький сидит».

     Подведение итогов.Экспонаты музея периодически меняются. Проводятся познавательные, художественно-эстетические занятия, чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с экспонатами мини-музея , проводятся ролевые игры, используются развивающие деревянные игрушки в режимных моментах.Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне  окружающей действительности.Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.

nsportal.ru

Проект русская деревянная игрушка

Проект русская деревянная игрушка.

Иркутская область, село Малышевка, Муниципальное казенное образовательное учреждение.

Малышевская средняя общеобразовательная школа.

Мирсанов Иннокентий Григорьевич

Аннотация

Значительное место в художественных промыслах России занимает игрушка, именно с нее человек начинает познавать окружающий его мир. В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами. Сегодня, когда современный рынок насаждает систему западных ценностей, всё больше уходит от нас традиционная культура. В частности, русская игрушка. Барби, диснеевские персонажи, Шрек и другие – вот те герои, которые интересны современным детям. А где же наша деревянная игрушка, которая являлась основным методом традиционного народного воспитания и почему она отошла на второй план. Ведь идеальная игрушка для ребенка – это игрушка из дерева. На ощупь это твердый, нежный и теплый материал, разрешенный даже грудным младенцам. И игрушки из дерева известны с самых древних времен. Не задумывались, почему из всех предложенных игрушек ребенок выберет непременно деревянную? Откуда у детей любовь к деревянным лошадкам и матрешкам? Наверное, они интуитивно чувствуют, что такие игрушки более полезны. Ведь они изготовлены из натурального материала – дерева, впитавшего в себя энергию солнца. Такие игрушки сохранили в себе это природное тепло и несут положительную энергетику. Примечательно, что за рубежом, например, в Австрии, Германии в магазинах преобладают деревянные игрушки как наиболее экологичные и безопасные для детей. Пластмассовых почти нет, ведь пластик может оказаться токсичным. Наши предки тоже предпочитали мастерить игрушки из дерева для своих детей, так как знали, что они для здоровья намного полезнее. Одной из самых известных традиционных деревянных игрушек является матрешка. Все дети без исключения любят играть с ней. И это не удивительно – матрешка – одна из первых развивающих игрушек. Сейчас и в наших магазинах наряду с пластмассовыми изделиями стали появляться и красивые деревянные игрушки – фигурки различных животных, домики с прорезями для фигурок разной формы, пирамидки, кубики. Для их производства используются ценные породы деревьев, произрастающих в экологически чистых районах. Наша работа интересна тем, что что прослеживает историю развития промысла деревянной игрушки, забвения и возрождения.

Цель проектной работы являлось исследование истории создания и развития русской деревянной игрушки, ее значение в развитие познавательного интереса в воспитание детей на Руси. Отношение родителей и детей к игрушкам из древесины.

При написании работы использован реферативно – исследовательский метод

При написании работы , проанализировали литературные источники, работу с интернетом , пришли к определённому выводу, что наша деревянная игрушка всегда пользовалась спросом у взрослых как родителей и у детей разного возраста как познавательно – занимательный материал.

В практической части мы провели исследования по отношению родителей и детей к деревянной игрушке. И теперь можно с уверенностью заявить, что наша русская деревянная игрушка пользуется спросом. Причиной падения интереса к игрушкам из древесины в конце XX века и в начале XXI считаем падение экономики в нашей стране и коммерческий интерес .

План работы .

Так чтобы выяснить и оценить историю создания и развития и предназначения деревянной игрушки, которые могут представлять познавательные интересы, провели определённую работу. Целью небольшой работы (кроме основной исследование истории создания и развития русской деревянной игрушки, ее значение в развитие познавательного интереса и воспитание детей на Руси, отношение родителей и детей к игрушкам из древесины). Стали исследования, где в первые в архивных данных появились упоминания о деревянной игрушке. В каких зонах существовал промысел по изготовлению игрушек. Провели работу с литературой с интернетом. С помощью опроса выяснили отношение к деревянной игрушке.

Для провели исследовательский опрос:

  1. Провели опрос родителей - учителей, которые вырастили и растят детей.

  2. Провели опрос среди учащихся нашей школы.

ИСТОРИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ

Самые первые простейшие игрушки представляли собой слегка подправленные ножом сучки с интересными изгибами. Чаще всего это были птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся. Художественная форма подобных игрушек диктовалась особенностями строения дерева. Эти игрушки делали всегда и везде, где был лес. Первое упоминание о деревянной игрушке встречается в письменных источниках ХVII века. Там было указано, что во время царских визитов в Троице-Сергиевский монастырь, который был в то время местом богомолья русских царей, инфантам, помимо сладостей, покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Существует предание, что первые деревянные игрушки вырезал сам настоятель лавры Сергий Радонежский и одаривал ими детей богомольцев. Примечательно, что достаточно долгое время игрушки крестьянских и царских детей изготавливались в одних и тех же мастерских. Так, в записях от 1721 года, детям Петра I было "куплено в Москве на торгу разных игрушек... живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами". В России исторически сложились три крупных зоны изготовления игрушек: Север, Поволжье и Подмосковье. Здесь закреплялись технические и художественные приемы, определившие стилевое своеобразие местных изделий. До нас в основном дошли образцы XIX века. От XVIII столетия почти ничего не сохранилось. А об игрушках XVII века можно узнать лишь по документам того времени. О произведениях более ранних эпох сообщают археологи. При раскопках в Новгороде, Старой Ладоге, на реке Ояти они обнаружили древние деревянные игрушки, хорошо сохранившиеся во влажной почве. Простейшие игрушки представляют собой слегка подправленные ножом сучки с неожиданными изгибами. Часто это плывущие птицы, настороженно вытянувшие шеи или нахохлившиеся. Художественная форма подобных игрушек диктовалась особенностями строения дерева. Эти игрушки делали всегда и везде, где есть лес, поэтому датировать эти образцы затруднительно. Возможно, они были сделаны в XIX веке. Такие игрушки связаны с древней традицией изготовления охотничьих чучел-"маних" и предметов домашнего обихода из пней, коряг и суков. В Вятской стороне возник необычный тип игрушки, "моховики" - сумрачные дровосеки и старухи с вязанками хвороста, сверченные из мха, коры и лыка. Руки у них из еловых шишек, лица деревянные, подрисованные карандашом. Об их производстве почти ничего не известно. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже эти игрушки были "с восторгом встречены парижанами", - как писалось в отчетном докладе Вятского земства.

Северная игрушка представлена наиболее характерными образцами. Это куклы-бабы, кони, птицы, упряжки, лодки, погремушки-головоломки. Их немного, но интерпретация очень различна. На Онежском полуострове были сделаны куклы-"панки", столбоватые фигуры с конусообразной или круглой головой и плоско стесанной лицевой частью. Они строго фронтальны. Глаза, рот, нос обозначены впадинами и врезами, рун пот или они едва намечены. Скупой орнамент исполнен порезками, выжжен раскаленным гвоздем. Ученые видят в суровом идольском характере онежских кукол связь с культовыми фигурками предков.

Коники - это и кони-колоды, на которых дети ездят верхом, и небольшие фигурки. Форма их подчинена вытянутому бруску дерева, из которого они сделаны. Фигурки эти преувеличенно грузны по пропорциям, массивны. У них четко выражены грани туловища, ноги кубоватые. В силуэте преобладают горизонтальные и вертикальные линии. Позы коников с Мезени и Печоры более динамичны: мощные шеи их круто изогнуты, ноги, на которые опирается могучее тело животного, не всегда расчленены, но поставлены словно в беге. Монолитности, эпической величавостью кони близки монументальной скульптуре охлупней и тем фигурам, которые украшают северные ковши и солоницы. Такие игрушки нигде но продавались. Их делали для себя и соседских детей из отходов дерева, строя дома, карбасы. Поэтому подобные игрушки, хотя и были распространены на Севере, теперь в музейных коллекциях представляют большую редкость. Основные типы северных игрушек просуществовали до начала XX столетия, кирилловские делались и в 1930-е годы. А на Онежском полуострове, на Мезени, Печоре и сейчас иногда вырубят из чурбака традиционную архаичную фигурку.

В Поволжье изготовляли пары и тройки лошадей, кукол, карусели, мельницы, погремушки, свистульки, вертушки. В этих игрушках исчезла массивность большого куска дерева, их делают из дошечек, щепочек, круглых палочек. «Щепной товар» или «топорщина» называли эти игрушки. Игрушки расписывали свободной кистевой росписью, чаще всего простыми незамысловатыми орнаментами в виде точек, линий, цветов.

Среди игрушек Владимирской губернии наиболее известны куклы-бабы, птички, коники которые в отличии от северных коней имеют вытянутые в верх массивные шеи. В Нижегородской области центрами производства топорно-щепной игрушки были села Пурех, Лыськово, Федосеево. Здесь изготавливали коней, каталки, мельницы, пароходы, паровозики, кукольную мебель, карусели со скрипичной музыкой. Самая распространенная игрушка это экипаж. В отличии от владимирских экипажей, нижегородские кони имели выгнутые, склоненные до земли шеи. Готовые изделия украшались свободной кистьевой росписью. Особенностью феодосеевской игрушки является желтый олифленный цвет, по которому рисовали алые цветы с зеленными листьями, изображения птиц, зверей, человека.

Конь-огонь из дерева .

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели. Сравнительно редко мастера изображают человека, люди лишь составляют ритм, элемент общей композиции, поэтому "рубятся" схематично, условно - в виде четырехгранного столбика или пирамидки, изображающей всадника на коне или ребенка на качели. Любимым детищем поволжских мастеров был конь. Мчащийся силуэт с крутым выгибом шеи, со своей откровенной оторванностью от реальных форм, как бы символизировал ту стремительность, которая была свойственна древнему божеству солнца. Это наследие языческих времен, когда наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах.

Крупнейшим игрушечным центром Подмосковья был и остается Сергеев Посад. В1879 г. из Сергеева Посада в Москву было отправлено 21328 пуда игрушечного товара. В это время там работало 1055 кустарей в 333 мастерских. Основной выпускаемой продукцией были резные, расписанные куклы из цельного куска дерева: барыни, гусары, щелкунчики, макеты церквей. Мастеров называли «балабешниками» от названия чурки из которой резали фигурку - «балабешки».

Свой особы тип неокрашенной игрушки создали жители села Богородское, которые делали неокрашенные игрушки для Сергиева Посада

Богородская деревянная игрушка

Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Село Богородское находится рядом с крупнейшим в России монастырем, Троице-Сергиевой Лаврой. Поэтому, возможно, что первыми резными деревянными игрушками одаривал детей сам святой Сергий Радонежский. А может быть, деревянные игрушки-забавы появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка.

К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV веке, но сам «возраст» богородской игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку.

Эстетическую и педагогическую ценность богородской резной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное.

Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе.

Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.

Точеная игрушка

Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире, символ России – матрешку.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась Матрешка.

Исследовательский опрос.

Задаваемые вопросы учителям - родителям :

  1. Приобретали вы своим детям деревянные игрушки?

  2. Какому материалу вы отдаете предпочтение, для изготовления игрушек? ( дерево или другие материалы)

Задаваемые вопросы учащимся:

  1. Какое отношение у вас к деревянным игрушкам?

  2. Из какого материала желательно бы, были сделаны игрушки? ( дерево или другие материалы)

Приложение 1.

Результаты исследовательского опроса. Задаваемые вопросы учителям - родителям : 1. Приобретали вы своим детям деревянные игрушки?

2. Какому материалу вы отдаете предпочтение, для изготовления игрушек ? ( дерево или другие материалы)

Задаваемые вопросы учащимся:

1. Какое отношение у вас к деревянным игрушкам?

2. Из какого материала желательно бы были сделаны игрушки? ( дерево или другие материалы)

Имя отчество

Вопрос ы учителям

Вопросы учащимся.

1 вопр.

2 вопрос

1 вопрос

2 вопрос

да

нет

дерево

Другие материалы

Полож.

Отрицатл.

дерево

Другие материалы

1

Римма Романовна.

+

+

2

Ольга Викторовна

+

+

3

Галина Константиновна

+

+

4

Светлана Георгиевна.

+

+

5

Вера Ивановна

+

+

6

Татьяна Викторовна

+

+

7

Александра Васильевна

+

+

8

Виктор Степанович

+

+

9

Елена Сергеевна

+

+

10

Оксана Петровна

+

+

11

Людмила Геннадьевна

+

+

12

Наталья Алексеевна

+

+

13

Татьяна Савельевна

+

+

14

Вера Николаевна

+

+

15

Татьяна Анатольевна

+

+

16

Игорь Викторович

+

+

17

Валентина Константиновна

+

+

18

Олег Васильевич

+

+

19

Любовь Викторовна.

+

20

Светлана Викторовна

+

+

21

Иннокентий Григорьевич

+

+

21

Мама

+

+

22

Папа

+

+

23

5 класс

6

5

6

5

24

6 класс

7

8

7

8

25

7 класс

7

6

7

6

26

8 класс

2

1

2

1

27

9 класс

6

4

6

4

28

10 класс

4

1

3

1

29

11класс

8

3

5

6

30

Итого.

19

6

14

10

40

26

36

30

Вывод.

Народные промыслы занимают важное место в культуре и искусстве России. Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание, необходимое всем россиянам и особенно детям на этапе становления их личности. Особое место среди изделий народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит игрушки своего детства. Поэтому очень важно, чтобы эти первые жизненные и культурные ориентиры были созданы добрыми руками, чтобы в них отразились национальные и культурные традиции. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста одной из основных задач, стоящих перед родителями и педагогами, должно являться знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Можно предположить, что появление первой игрушки связано с желанием человека выразить свою любовь к детям. Поэтому, возможно, что первыми резными , деревянными игрушками стали игрушки-забавы которые появились благодаря усилиям любящего отца или дедушки, который подобрал для ее изготовления простой и доступный материал – дерево и сделал игрушку подвижной, занимательной, вызывающей улыбку ребенка. К сожалению, сейчас невозможно точно восстановить события, которые происходили в ХІV -XV веках, но сам «возраст» деревянной игрушки вызывает искреннее восхищение и желание поклониться тем людям, которые на протяжении многих лет, передавая из поколения в поколение секреты мастерства, развивая и совершенствуя свое искусство, донесли до современного ребенка эту чудо-игрушку. Эстетическую и педагогическую ценность деревянной игрушки трудно описать словами. Наверное, это связано с тем, что на протяжении столетий мудрый народный ум вложил в нее так много, что все время возникает ощущение чего-то недосказанного. Отметим самое главное. Деревянная игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

Деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе. Самым маленьким детям взрослые с помощью игрушек можно показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п. Когда ребенок начнет терять интерес к восприятию игрушки, он обязательно захочет сам поэкспериментировать с ней. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней и будет кормить курочек, качать медвежонка и т.п. Простые и однообразные движения игрушек завораживают, успокаивают, доставляют удовольствие. Возможность экспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется любознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях. Идеальная игрушка, это игрушка из дерева.

Литература:

1. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Москва «Советская Россия».1987 г.

2. Русская деревянная игрушка. Изд. «Художник РСФСР» Ленинград.1968 г.

3. Романовский С.Т. Похвальное слово лошади//НОВАЯ ИГРУШЕЧКА .-1995 .-N 7 .- С.48-49

infourok.ru

Проект на тему: Проект мини-музея «Деревянные игрушки» | скачать бесплатно

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 102”

Проект

на 2016–2017 учебный год

Воспитатели группы компенсирующей направленности № 11

Абрамова Н.М.,

Семенова О.В.

Мини-музей «Деревянные игрушки»

1 этап. Целеполагание

1.1. Актуальность

Я считаю, что выбранная мною тема проекта «В гостях у деревянной игрушки» сегодня очень актуальна. Ребёнок познаёт мир и учится взаимодействовать с ним через игрушки. Но перед взрослыми стоит дилемма, какую же игрушку выбрать своему ребёнку. Большинство родителей останавливают свой выбор на ярких, красочных игрушках, или, отдавая дань рекламе, покупают развивающие замудрённые конструкции. Но почему мало кто задумывается о старой русской традиции – деревянной игрушке?

Наши предки знали о целебной силе дерева, считали, что при контакте человека с деревом происходит биоэнергетический обмен, деревья помогают обрести равновесие и гармонию.

Любые деревянные предметы в доме, в том числе и деревянные игрушки – обладают своей силой. Дерево – материал твёрдый, но приятный и тёплый на ощупь. Чем хорошо дерево – выполненная из него любая игрушка утрачивает режущие углы, она становится пластичной и не может поранить ребёнка. А ещё деревянные игрушки обычно не содержат лишних ненужных деталей, раскрывают огромный потенциал для развития детской фантазии и воображения.

Берёза – считается хранительницей домашнего очага, исцеляющее, защищающее дерево.

Бук – символ изобилия и благополучия.

Дуб – символ силы, мужества, долголетия, верности.

Клён – помогает обрести душевное равновесие.

Липа – радость, тепло, покой, защита; способствует избавлению от депрессии.

Ольха – дерево, покровительствующее семье.

Каждый, хоть раз в жизни почувствовал лесную атмосферу: пронизанную особым светом, наполненную звуками и запахами. Свет, звуки, запахи имеют поистине живительную силу, благотворно влияющую на душу человека. Те же чувства испытывает ребёнок, беря в руки деревянную игрушку. Почему встала необходимость создания мини-музея в нашей группе. В городе есть музеи, но в процессе взаимодействия с семьями воспитанников – это беседы, анкетирование, тесты и т. д. – мы выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не были в музеях.

Причины этого могут различными, родители много работают, и у них не остаётся времени на общение с детьми, родители не знают с какого возраста можно посещать с детьми музеи, и наверное, самая главная проблема современных родителей – нежелание развивать своих детей. Многие родители считают, что ребёнок дошкольного возраста все необходимые знания получит в детском саду.

Поэтому педагоги нашей группы решили помочь детям увидеть в деревянной игрушке глубочайший смысл, почувствовать, заключённую в ней энергию, впитать её доброту, прикоснуться к русской народной культуре и для решения данной проблемы – создать мини-музей деревянной игрушки.

1.2. Участники проекта:

Педагоги, дети, родители.

1.3. Тип проекта: долгосрочный (октябрь – май)

1.4. Цель:

• Поэтапно познакомить детей с русской деревянной игрушкой, как наследницей и хранительницей тайн народной культуры, используя приёмы музейной педагогики.

• Углублять представления о дереве как символе русского народа.

• Формировать интерес и бережное отношение к игрушке.

• Воспитывать чувство уважения к народному творчеству.

1.5. Задачи

Воспитательные:

• Воспитывать нравственно-патриотические качества через музейную педагогику.

• Воспитывать аккуратность и бережное отношение к игрушке.

Обучающие:

• Познакомить детей с русской народной игрушкой и их разнообразием.

• Активизировать словарь детей.

• Учить различать игрушки по форме и размеру.

Развивающие:

• Формировать интерес к старинной деревянной игрушке.

• Развивать мелкую моторику рук тактильное восприятие и сохранённые анализаторы

Профиль музея: познавательный

Характеристика помещения: Музей находится в спальной комнате. Музей расположен в деревянном шкафу.

Руководитель музея: воспитатели 11 группы Абрамова Наталья Михайловна и Семёнова Ольга Викторовна.

Аспекты музейной деятельности

Музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

  • поисковая
  • фондовая
  • научная
  • экспозиционная
  • познавательная

Оформление музея: Музейные экспонаты собраны в соответствии с учетом возрастных особенностей детей, направленных на развитие интереса и представления об окружающем мире. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (история развития деревянного промысла, история развития и создания деревянной игрушки, знакомство с народно-прикладным искусством).

2 этап. Подготовка к реализации проекта

• Довести до участников проекта важность данной проблемы.

• Приобщать детей к музейной культуре.

• Подобрать методическую и художественную литературу, деревянные игрушки по данной теме.

• Подобрать атрибуты для игровой деятельности, пополнить мини-музей по разделам «Деревянная игрушка» для развития творческой и продуктивной деятельности детей.

• Привлекать родителей для реализации данного проекта.

3 этап. Реализация проекта

План работы музея «Деревянные игрушки» на 2016–2017 учебный год.

Работа с детьми

Содержание

Месяц

Ответственный

1

Беседа «Что такое музей»

Октябрь

Воспитатели

2

Экскурсии для детей: «Знакомство с музеем», «Как люди использовали дерево», «Плетеная корзина» «Деревянные игрушки» «Богородские игрушки». «Кузнец и медведь» «История создания деревянной ложки», «Скалка, Разделочная доска» «Откуда книга пришла» «История возникновения кораблестроения» «Выжигание по дереву – пирография» «Матрешка» «Деревянная посуда» «Золотая хохлома»

«Что мы знаем о музее деревянных игрушек?»

В течении учебного года

Воспитатели

3

Создание альбома для рассматривания «Деревянные игрушки» «Хохлома - народные промыслы»

Март

Абрамова Н.М.

4

Беседа «День музея – наш праздник»

Май

Семёнова О.В.

Работа с педагогами

Содержание

Месяц

Ответственный

5

Информационные памятки для педагога «Организация экскурсий в музей»

Октябрь

Абрамова Н.М.

6

Консультация: «Развитие внутренней готовности к восприятию прекрасного и формирование художественно - познавательных интересов дошкольников через социокультурную среду музея»

Декабрь

Семёнова О.В.

7

Консультация: «Растим детей патриотами своей Родины»

Март

Абрамова Н.М.

8

Пополнение музея экспонатами

В течение учебного года

Родители и воспитатели

Работа с родителями

Содержание

Месяц

Ответственный

9

На родительских собраниях рассказать о нашем музее (сбор экспонатов, выставка семейных коллекций)

В течение учебного года

Воспитатели

10

Консультация на тему: «Идем в музей!» Информационные памятки «Как знакомить детей с музеем»

Декабрь – Февраль

Семёнова О.В.

11

Совместная экскурсия детей и родителей в «Музей деревянной игрушки» (Дети выступают в роли экскурсоводов)

Май

Воспитатели

12

Пополнение музея экспонатами

В течение учебного года

Родители и воспитатели

Экспонаты музея

Название экспоната

Кол- во

Постоянное/ временное хранение

1

Набор деревянных матрёшек

1 шт.

2

Самолет деревянный

2 шт.

3

Вертолет деревянный

1 шт.

4

Военный корабль деревянный

1 шт.

5

Танк деревянный

1 шт.

6

Лодка деревянная

1 шт.

7

Парусник деревянный

1 шт.

8

Машинки деревянные

5 шт.

9

Игрушки деревянные:

  • набор пирамидок
  • кастаньеты деревянные
  • свистулька
  • маракасы
  • собака
  • набор статуэток
  • наборы кукольного театра

Репка

Колобок

Маша и медведь

Три медведя

Смоляной бочок

Зоопарк

Городок

  • корзина с пасхальными яйцами
  • шнуровки
  • деревянные кубики
  • вкладыши по тематическим неделям

1 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

1 шт.

1шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

5 шт.

3 набора

20 наборов

10

Ложки деревянные

3 шт.

11

Тарелки деревянные

2 шт.

12

Кружка деревянная

1 шт.

13

Кубки деревянные

2 шт.

14

Скалка деревянная

1 шт.

15

Разделочная доска

3 шт.

16

Подставка под горячее

3 шт.

17

Молоток деревянный

1 шт.

18

Киянка

1 шт.

19

Стиральная доска

3 шт.

20

Картины – пирография

3 шт.

21

Скворечник

1 шт.

22

Кормушка

1 шт.

23

Шкатулка деревянная

1 шт.

24

Шкатулка берестяная

1 шт.

25

Веретено

1 шт.

26

Фоторамки

3 шт.

27

Деревянный дом (конструктор)

2 шт.

Список литературы

1. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2010, № 9

2. Игрушка в жизни ребёнка / под ред. Коссаковской Е. А. - М.: Просвещение, 2009.

3. Первушина О. М. Столбова В. Г. Природа и творчество. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2002

nsportal.ru

Проектная работа "Русская народная игрушка"

ХIII республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские чтения

Секция: Изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Исследовательская работа

Народная игрушка «Лошадка»

Косушкин Никита Сергеевич, Якымив Александр Игоревич

7 «Б» класс

Научный руководитель:

Шаяхметова Алиса Гермогеновна,

учитель технологии

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№79»

Советского района г. Казани

Казань 2016

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Схема обдумывания……………………………………………………...4

История игрушки…………………………………………………………5

Современное состояние игрушки……………………………………….6

Проблемы…………………………………………………………………11

Технологическая карта…………………………………………………...12

Экономическая оценка изделия………………………………………….18

Экологическая оценка изделия…………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………..19

Литература ……………………………………………………………….20

Введение

Цель исследовательской работы – изготовить деревянную игрушку «Лошадки».

Актуальность темы – заключается в том, что в современных условиях в нашей стране практически отсутствует производство игрушек из природного сырья. Производство данной деревянной игрушки является малозатратным и не сложным по исполнению, при этом при его изготовлении и отделки могут осуществляться творческие подходы, как самого изготовителя, так и отделочника (художественное оформление изделия). Сама же игрушка, яркая и безопасная может вызвать интерес дошкольников, способствовать формированию определенных навыков, в частности мелкой моторики.

Задачи проекта:

  • Изучить историю игрушки

  • Выяснить положение деревянной игрушки в современном мире

  • Выявить заинтересованность дошкольников в подобных изделиях

  • Дать экономическую и экологическую оценки изделию

  • Удовлетворить потребность дошкольников в данном роде игрушек

Гипотеза:  на народную игрушку не влияет время, и  она по-прежнему     находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроке технологии. При массовом производстве, замечательная сувенирная продукция для развития местного туризма.

Схема обдумывания

Технология изготовления

Экономичность

Игрушка лошадка

Потребность

материалы

экологичность

История игрушки

Игрушка - вещь, изготовленная для забавы, для игры или потехи, особенно детям.

Русские народные деревянные игрушки известны с глубокойдревности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми ифольклорными особенностями соответствующей историческойэпохи и региона.

Археологи обнаружили свидетельства того, что деревянные игрушки били у восточнославянских племён ещё в 9 веке н.э.

Самые простые экземпляры представляют собой сучки дерева,лишь немного подправленные с помощью ножа. В некоторыхрегионах использовались еловые шишки, служившие руками или ногами для деревянной игрушки. Поскольку деревянная игрушканеразрывно связана с лесом, То фигурки были в основном в видеобитателей леса. Это птицы, животные или вымышленныефольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосековили старушек с вязанками хвороста на спине.

Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой.

Народная игрушка является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему миру.

Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы. Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.

Существуют три наиболее известных исторически сложившихся

региона изготовления деревянных игрушек.

Первый из них располагался по берегам белого моря, на Онежском

полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Игрушки,

изготовленные северными мастерами, очень характерны. Такие

игрушки своим скупым столбоватым обликом напоминают древних

северных идолов. Черты лица прорисованы не слишком

выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими

лицевыми частями. Основные мотивы производства для северных

мастеров – это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки.

Другой исторический регион производства деревянной игрушкинаходился в Нижегородской губернии. Этот регион вообще славился резьбой по дереву, здесь производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретён и городецкая резьба.

Немалую роль играло также и производство резных игрушек из дерева. Художественный уровень этого производства был необычно высок. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех,Федосеево и некоторые др. города.

Ну а третий, наиболее известный центр производства деревяннойигрушки – это район Сергиево Посада – сам город и деревня Богородское, расположенная в двадцати семи километров от него.

Мастера этих мест предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек. Это так называемые«бабы-дуры» - фигуры пышных,дородных женщин, медведь

Не менее популярны были фигуры гусаров, попов, монахов.

Обязательные персонажи –трудолюбивый мужик и его могучий

работяга – конь.

Ну и конечно, самый главный персонаж русского фольклора –

.

Богородские игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций, они включали несколько «действующих» лиц. Иногдатакие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.

В Богородской деревне резали в «белье», то есть оставляли без окраски игрушку, а в Сергиевском посаде резали и окрашивали ее. И там нередко окрашивали также изделия богородцев. Самая знаменитая - Богородская игрушка «Кузнецы».

Современное состояние деревянной игрушки

С развитием промышленности и изобретением пластика деревянные игрушки постепенно отошли на второй план. Их место заняли яркие и легкие пластмассовые куклы, кубики и пирамидки. На долгое время игрушки из дерева оставались всего лишь сувенирами, но никак не предназначались непосредственно для игры. В последнее время, в связи с усилением внимания к экологичности продукции для детей, деревянной игрушки снова завоевывают прежнюю популярность. К тому же, по мнению психологов, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают лучшее влияние на ребёнка, чем пластиковые игрушки с множеством мелких деталей. Очень важно знать целительную силу дерева.

Целительная сила дерева

Игрушки из дерева, как и всё деревянное, обладают особыми,

успокаивающимися свойствами. Они хранят природное тепло и

приятны на ощупь, они безопасны и полезны для психики ребёнка.

Предки верили в целительную силу дерева, считали, что деревья

помогают обрести гармонию духа.

БЕРЁЗА – хранительница рода. Считается, что она защищает от беды, генерирует энергию,

способствует концентрации внимания.

Сосна – дерево спокойствия. Энергия сосны помогает

избавиться от нервных расстройств и стрессов,поможет повысить иммунитет и поднятьнастроение.

ЕЛЬ – дерево-целитель.Энергия ели успокаивает и снимает психологическое напряжение, помогает контролировать свои силы и настроиться на философский лад.

БУК – символ знания и благополучия.Повышает устойчивость к стрессам,способность сосредоточиться, улучшаеткровообращение.

Проблемы

Чтобы узнать интересует ли деревянная игрушка детей дошкольного возраста, мы провели опрос в садике среди детей 3- 4 лет Было опрошено 5 детей.

  1. Какая твоя любимая игрушка?

Ответы: кукла (3), машинки(2)

2)Нравиться ли тебе играть с деревянной игрушкой?

Ответы: да (2), нет (3)

Вывод: В наше время дошкольники мало заинтересованы в игрушках подобного рода.

Почему? Да потому, что в современном мире не возникает такой проблемы, как «нехватка» игрушек. Сейчас выпускаются игрушки на любой вкус (конструкторы, пазлы, машинки, самолётики, куклы, различные радиоуправляемые игрушки и т. п.). А про компьютеры и говорить нечего. Дети уже с раннего возраста начинают играть в компьютерные игры. Это вина может быть и родителей , очень часто чтобы занять ребенка родители покупают уже детям 4-5 лет телефоны и планшеты, чтобы ребенок был занят и чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами и ребенок с малых лет привыкает играть в компьютерные игры. . И тогда конечно любые игрушки отходят на второй план, не говоря уже о простых классических деревянных игрушках.

Также в настоящее время все чаще мы слышим по телевидению о возрождении местного туризма. На наш взгляд в Татарстане очень мало сувенирной продукции, а точнее игрушек из дерева. Мы думаем каждый турист хотел бы приобрести не дорогую деревянную игрушку, а не только магнитики и тюбетейки китайского производства.

Решение:

  • Привлечение интереса к данной игрушке с помощью эстетического оформления.

Детей привлекают яркие цвета. Психологами доказано, что цвета вызывают у ребенка различные чувства. Соответственно, яркие цвета-цвета спектра вызывают у ребенка положительные чувства, положительные ощущения.

  • Изделие должно обладать определенными механическими возможностями (быть относительно подвижной или, возможно, складываться и раскладываться).

Ребенку гораздо интересней играть с подвижной игрушкой, нежели с неподвижной.

1) Игрушка должна нести в себе психологическую информацию, не быть «мертвой», учитывая тот факт, что ребенок должен с ней играть, а не воспринимать ее в качестве сувенира.

2)Игрушка – специфическое средство массовой информации, так как каждая игрушка несёт какую-либо информацию. Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.

Мы решили изготовить лошадки, так как обязательные персонажи народных игрушек трудолюбивый мужик и его могучий работяга – конь.

Материал выбрали берёзу, так как берёза лучше обрабатывается и учли целительные свойства берёзы – хранительницы рода защищает от беды и генерирует энергию. Также учли тот фактор, что материал легче достать. Мы используем дощечки от фруктовых ящиков, тем самым даем вторую жизнь древесине и улучшаем экологию, сохраняем природу.

Технологическая карта

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Инструменты

1

Нарисовать шаблон лошадки

Лист бумаги, карандаш

2

Заготовить фанеру. Разметить и выпилить по шаблону фигуру лошадки, прошлифовать.

Для выпиливания колес использовали цилиндрическую насадку и электрический шуруповёрт

Карандаш, ручной лобзик, наждачная бумага. цилиндрическую насадку и электрический шуруповёрт

3

Оформление всех деталей, покрытие лаком.

гуашь, лак

Изучили значение орнамента и выбрали на наш взгляд, самый оптимальный вариант. Рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце. 

На колесиках нарисовали символ солнца. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Символ солнца означает начало всего живого.

Тюльпан в татарском орнаменте означает возрождение, тоже сильный знак ,поэтому решили тоже его использовать.

Вот какие лошадки у нас получились

Экономическая оценка изделия

Данная игрушка является очень выгодной и экономной. Она малогабаритная и соответственно для ее изготовления не требуется много материала.

С=С1+С2+С3=15+12+15=42 рубля

С1-стоимость красок примерно на одну игрушку 15 рублей

С2-стоимость пилок 12 рублей, сломано 4 пилки по 3 рубля.

С3- стоимость лака 15рублей

Экологическая оценка изделия

Игрушка сделана из экологически чистого материала – древесиныберёзы. Поэтому она не может нанести вред окружающей среде. Мы использовали краски – гуашь, и лак – это химические вещества, но значительного вреда они не нанесут.

Заключение

Меняются времена и эпохи, соответственно меняются и детские игрушки. Старая добрая деревянная игрушка кажется современным детям смешной и непонятной. Та важнейшая информация, которая была заложена в любой народной игрушке, сегодня не востребована в детской среде. Перед молодым поколением сегодняшнего дня стоят совершенно другие задачи, и, соответственно, пути их разрешения. Общественная функция народной игрушки, бытовавшей в другой среде, не может соответствовать современным требованиям общества. Однако, современность лишь тогда обретает полный смысл и силу, когда она не оторвана от своих исторических корней. Возрождение народной игрушки может способствовать сохранению этой преемственности. Речь не идёт о возрождении игрушки на уровне игровом и повсеместном, но на уровне познавательном это необходимо. Те сакральные истины наших предков, которые несла в себе игрушка, осознанные современной молодёжью, помогут новому поколению лучше понять и осмыслить свою традиционную культуру, и почувствовать себя её неотъемлемой частью.

Мы считаем, что все задачи, поставленные в ходе проекта, были выполнены. Деревянная игрушка была изготовлена согласно заданным требованиям. Ее достоинством является то, что она сделана самостоятельно и полностью своими руками. Игрушка выполнена из экологически чистых материалов и затраты на нее минимальны.

Список литературы

1)Аркин Е. А. «Из истории игрушки»- «Игрушка в жизни ребёнка» под редакцией Кассаковской Е. А. Просвещение 1980 г.

2) Бандуристый Ф. Ф. «Динамические игрушки». 2005 г.

3) Википедия. «Игрушка»

4) А. П. Журавлева, А. Л. Начальное техническое моделирование.

Москва 1982 г.

multiurok.ru