+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Народная игрушка в детском саду — как приобщить деток. Народная игрушка в детском саду


Народная игрушка в детском саду – Ребенок в детском саду

Засилье Спанч-бобов, черепашек Ниндзя и кукол Барби отодвинуло на второй план народную игрушку. Вместе с тем, народная игрушка в детском саду входит в обязательный перечень развивающих пособий.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает элементарные математические представления у ребенка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

____________

Воспитателю на заметку: специализированный раздел НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ в магазине «Детский сад» detsad-shop.ru. Здесь можно купить предметы народного промысла, русские народные игрушки, музыкальные инструменты (смотрите раздел муз. инструментов), пособия по росписи и многое другое!

   

____________

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде:  платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.

Богородская игрушка знакомит ребенка с животными и разными предметами, передавая образа точно и реалистично.

Выставка НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ

В рамках знакомства детей с русскими традициями, с обычаями своих предков, в детском саду может быть организована выставка народной игрушки.

Цели выставки:

  • Прививать любовь и бережной отношение к народной игрушке.
  • Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства.

Народная игрушка в детском саду, на выставке, может быть представлена игрушками из дерева (богородскими, городецкими, семеновскими), из глины (дымковскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими), матрешками (загорскими, семеновскими, полхов-майданскими). Кроме этого, ввести детей в экскурс по истории игрушки помогут фотографии, книги о народных промыслах, иллюстрации Ю. Васнецова к «дымковским» поговоркам и сказкам.

Выставка народной игрушки в детском саду организуется совместными силами детей, педагогов и родителей.

Работа с детьми

Воспитатель знакомит детей с историей края, старается передать посредством рассказов, образов ту среду, в которой зарождалась народная игрушка.

Особое внимание следует уделить цветам, используемым для росписи, так как они несут символический смысл, помогают передавать замысел автора, сюжет. Показательна в этом плане каргопольская игрушка. Зеленый цвет означает землю и природу, голубой — небо, белый — правду и добро, черный — зло и горе, красный — красоту и здоровье.

Тематические занятия в детском саду включают в себя:

  • Просмотр видеофильмов по теме.
  • Рассказы педагога.
  • Творческую деятельность: лепку и роспись объемных игрушек из соленого теста или глины по мотивам филимоновской, каргопольской и дымковской игрушек; рисование народных орнаментов на бумаге.
  • Игры с движущимися богородскими игрушками, городецкими и семеновскими каталками.
  • Дидактические игры по типу «Составь узор».
  • Исполнение музыкальных произведений с помощью народных игрушек-свистулек.
  • Театрализованное представление.
  • Экскурсия на фабрику игрушек.

Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя семинар-практикум, на котором дети вместе со взрослыми учатся лепить из глины и расписывать получившиеся изделия орнаментами, характерными для народных игрушек.

Кроме этого, на семинаре может быть показан фильм под названием «Сокровищница народного искусства», «Экскурсия по фабрике игрушек» и другие.

Для родителей в преддверии выставки рекомендуется провести семинар-практикум «Народная игрушка из глины». В ходе семинара родители совместно с детьми могут вылепить игрушки из глины и расписать их по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской игрушек.

На семинаре можно показать видеофильмы «Сокровищница народного искусства», «Народная игрушка» и другие.

Работа с педагогами

Педагоги принимают участие в тематических консультациях, на которых обсуждаются примеры использования народной игрушки в различных видах дошкольной деятельности: изо, музыке, играх и других.

Завершающим этапом может стать общая поделка — например, большое панно из глины и соленого теста, которое впоследствии украсит интерьер детского сада.

Материал подготовила Даниленко Мария. 

deti-club.ru

Народная игрушка в детском саду

Популярные роботы-трансформеры, куклы Винкс и Монстер Хай далеко в прошлое отодвинули русские народные игрушки, которые играют важную роль в воспитании детей. Но именно поэтому народная игрушка в детском саду находится в списке обязательных дидактических пособий – где еще кроху познакомят с матрешками, например?

Народные игрушки весьма оригинальны и интересны, их история тесно связана с фольклором и народным творчеством. На протяжении многих веков игрушки изменялись, символизируя национальные особенности, культуру и своеобразие русского народа. Их мастерили из глины и дерева, соломы и пеньки, их расписывали декоративными узорами, характерными для каждой отдельной местности.

Народная игрушка в детском саду − ее цели и задачи

Задачи игрушек просты, но в то же время очень важны:

  • приобщение деток к русской культуре;
  • воспитание детей в духе патриотизма, формирование чувства гордости за свой родной край;
  • развитие эстетического вкуса и восприятия народного искусства;
  • развитие познавательного интереса и творческого воображения.

Выставка народных игрушек

Выставки в ДДУ − это не только способ продемонстрировать достижения маленьких умельцев, но и отличный повод для общения и совместной деятельности родителей и малышей. Так, в рамках ознакомления дошкольников с народными традициями в детских садиках организуют выставки русской игрушки.

Народные игрушки на тематических выставках могут быть представлены образцами деревянных (городецкие, семеновские и богородские) и глиняных игрушек (дымковские, каргопольские, филимоновские, калининские), а также матрешками (загорскими или семеновскими).

Работа с детьми в детском садике

Организовывая такую выставку, воспитатель должен помнить о самом главном − подлинности русской народной игрушки, которая является важной составной частью духовной жизни народа.

Прежде всего, необходимо познакомить деток с историей вашего края, как можно ярче передав ту среду, в которой родилась народная игрушка. Обязательно необходимо обратить внимание дошкольников на цвета, которые использовали мастера различных местностей для росписи игрушек, поскольку они несут символичный смысл и отражают глубокий замысел. Например, голубой цвет символизирует чистоту неба, зеленый − зелень травы и деревьев, красный − здоровье, желтый − тепло и солнце.

Тематические занятия могут включать рассказы на тему народного искусства, просмотр тематических фильмов и мультиков, исполнение и прослушивание музыкальных произведений, выполненных с помощью особых игрушек-свистулек.

Также можно использовать дидактические и развивающие игры, например, игру «Составь свой орнамент».

Игрушки для выставки стоит подготовить вместе с малышами – слепить из глины или пластилина, нарисовать, склеить из легких деревянных пластинок.

Работа с родителями

Если изготовление игрушек планируется выполнять не в ДДУ, а дома с родителями, то накануне выставки следует провести практический семинар, на котором педагоги знакомят пап и мам с видами, особенностями и образцами русских игрушек.

Танец игрушек в детском саду — цели и задачи

Изготовление народной игрушки неразрывно связано с другими видами народного творчества − песнями и танцами. Именно поэтому праздник игрушки в ДДУ рекомендуется сопровождать танцевальными и театрализованными постановками: танец с матрешками, танцы под бубенцы и хохломские ложки.

Отдельное внимание стоит уделить самой известной из игрушек − дымковской, в честь которой назвали популярный танец. Важные и сдержанные движения, хороводы и пляски как нельзя лучше передают танцевальный сюжет «Дымковской игрушки». Подготовку к празднику лучше начать не менее чем за два месяца, чтобы детки успели выучить танцевальные движения и песни.

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

sadikru.ru

План-конспект занятия на тему: Народная игрушка | скачать бесплатно

Конспект организации

непосредственно образовательной деятельности  

по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.

Тема: «Народная игрушка»

 (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Развитие:

      Задачи:

Познавательное

  1. Формировать элементарные представления о русской народной игрушке.
  2. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
  3. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
  4. Воспитывать бережное  отношение к игрушкам.
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
  6. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

 Речевое

  1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
  2. Учить  внимательно, слушать  речь  воспитателя, отгадывать простые  загадки.
  3. Развивать связную речь.
  4. Продолжать расширять  и  активизировать словарный  запас воспитанников.
  5. Совершенствовать грамматический  строй  речи.

Художественно-эстетическое

  1. Развивать творческие способности.
  2. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы.

Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки

Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения

Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

Время реализации - 15 – 20 минут.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

Индивидуальная работа:

Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.

Этапы НОД:

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап: сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Методы и приемы организации НОД:

Словесные  методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Игровые: сюрпризный момент – герои сказки

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

Ход НОД

1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель:  Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: Матрешка (хором)

2.

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком.  Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу.  Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) 

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

Работа с презентацией.

Слайд 1.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Слайд 2.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель:  Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Слайд 3.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Значит, какие они?

Дети: Деревянные

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Слайд 4.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Слайд 5.

Воспитатель: У каждой матрешки  на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите  рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

Дети: Хотим

Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Слайд 6.

Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Дети: Да, хотим

 Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Слайд 7.

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Дети: Из бумаги

Воспитатель: Значит, она какая?

Дети: Бумажная

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы, на которых  лежат бумажные матрешки.

Слайд 8. (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

чтобы радовал он взор.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка

3. 

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Дети: Да

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети и сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки (сладкие сувениры в виде матрёшек)!

Дети: Ура, спасибо!

Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся.. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Дети уходят

Список литературы:

1.        Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»(младшая группа) ЦГЛ,Москва,2003

2.        Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005

3.        Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников»(младшая группа)Москва, «ВАКО», 2005

4.        Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005

5.        «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com

6.        В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8

7.        О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.

8.         Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.

9.        Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.

10.        Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.

nsportal.ru

Выставка в ДОУ «Народная игрушка в детском саду»

Цель: Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства. Вызвать желание у детей знакомиться с разнообразием народной игрушки. Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, творческого воображения. Формировать понятие того, что народные мастера являются носителями традиций русского народа. Прививать любовь и бережное отношение к народной игрушке, чувство благодарности к их создателям. Вызвать желание родителей и детей принять участие в выставке.Материалы: подлинные народные игрушки из дерева (Загорские матрёшки, богородские деревянные игрушки, изделия городецких мастеров, полхов-майдановские матрёшки),глиняные игрушки; игрушки, сделанные руками родителей и детей (тряпичные куклы) и т.д.

Народная игрушка в детском саду – больше чем игрушка. Народная игрушка в детском саду выполняет ещё ряд дополнительных функций: воспитывает любовь к традициям, сближает с народным материалом, передаёт образы естественными, такими, какие они есть – без излишеств и прикрас.

 

Скачать полный конспект

Тряпичную куклу сшила мама дочке.И одела ножки в красные носочки.Ниточки косички, платьице в горошек.Вся теплом согрета маленьких ладошек.

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрыхЯ лицо ей разошью нитками цветнымиИ волшебное сама выдумаю имя.

Богородская игрушка –деревянная зверушка.Мишка, зайка, петушок –полюбуйся-ка, дружок!

Чем знаменито Дымково? -Игрушкою своей,В ней нету цвета дымного,Что серости серей.В ней что-то есть от радуги!От капелек росы...В ней что-то есть от радости,Гремящей как басы.

Организатор выставки старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Василенко Светлана Борисовна.Г. Сергиев Посад Московской области

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. ПРОЕКТ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

ПРОЕКТ «Народное творчество как средство

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт- Петербурга «Ягодка» ПРОЕКТ «Народное творчество как средство приобщения детей

Подробнее

МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Матрёшка-русская красавица В нарядах чудных хороша! Хранит секрет и улыбается В её разгадке-русская душа! Воспитатель:

Подробнее

Проект Тема: «Возвращение к истокам»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 443 комбинированного вида» 630107 г. Новосибирск ул. 9 Гвардейской Дивизии 19 (383)356-59-80 ds_443_nsk@nios.ru Проект Тема: «Возвращение

Подробнее

Педагогический проект «Матрешка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Педагогический проект «Матрешка» Воспитатель:

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической

Подробнее

«М А Т Р Е Ш К А Л Ю Б И М А Я И Г Р У Ш К А»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Росинка» комбинированного вида «М А Т Р Е Ш К А Л Ю Б И М А Я И Г Р У Ш К А» Подготовила и реализовала: воспитатель средней группы 8

Подробнее

Фольклорный проект «Матрёшечкаматрёшка»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 48» Фольклорный проект «Матрёшечкаматрёшка» г.о. Краснотурьинск 2016г. Руководитель проекта: музыкальный руководитель 1 квалификационной

Подробнее

Долгосрочный проект «Народные промыслы»

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Подробнее

«Игрушки из бабушкиного сундучка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Конспект ООД с детьми средней группы по познавательному и речевому развитию «Игрушки из бабушкиного сундучка» Воспитатель:

Подробнее

Паспорт мини-музея «Народная игрушка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «Березка» Паспорт мини-музея «Народная игрушка» гр. «Теремок» (группа раннего возраста) Воспитатели: Артёмова Л.Н. г. Переславль-Залесский

Подробнее

ТЕМА ПРОЕКТА «ИГРУШКИ»

ТЕМА ПРОЕКТА «ИГРУШКИ» Вторая младшая группа Руководитель проекта:воспитатели: Юшина Ирина Григорьевна- 1 квалификационная категория, Сахно Юлия Александровна муниципального бюджетного дошкольного образовательного

Подробнее

Экологический проект «Мир вокруг нас!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 21 городского округа Балашиха Московской области 143980 Московская область, г. Балашиха, мкр. Павлино, д.20

Подробнее

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Матрешка народная игрушка» младшей группы «Ромашка Воспитатель: Т.В.Подмазова 2017г «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником

Подробнее

Проект «Веселые матрешки».

Проект «Веселые матрешки». Разработка воспитателя М.А.Федотовой Идея проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрешкой. Задачи:

Подробнее

Проект «Шестиногие малыши».

Управление образования Нижнесергинского муниципального района Свердловской области Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Подробнее

Руководители: воспитатели

МКДОУ «Детский сад 14 «Рябинушка» Руководители: Харламова С.Е. Храмутичева Е.А. Г.Людиново Паспортные данные Профиль музея направление Адресованность музея цель задачи Сведения об авторском коллективе

Подробнее

Проект «Народная игрушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад 1 Проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель второй младшей группы Нещеретная Н.И. р.п. Чаны 2017г. «Считается,

Подробнее

Учебный план. на учебный год

Рассмотрен На педагогическом совете 1 От 30.08.2016 Учебный план на 2016-2017 учебный год УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ 97 г.о. Самара А.А.Сизько 30.08.2016г. муниципального бюджетного дошкольного образовательного

Подробнее

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Филимоновская роспись п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». Программное содержание: Познакомить 1.Рассматривание

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Алексеева Надежда Витальевна воспитатель Береславская Анна Алексеевна воспитатель ГБДОУ «Д/С 72» г. Санкт-Петербург СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Подробнее

Проект: «В гости к мастерам Гжели»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 6 г. Комсомольска на - Амуре Проект: «В гости к мастерам Гжели» Авторы проекта: Береснева А.В. Жихарева С.В. Воспитатели

Подробнее

Подготовила: Жучкова Т.В.

ГБОУ Школа 1056 Дошкольное отделение 4 Творческий патриотический проект «Мастера земли русской» (знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой). Подготовила: Жучкова Т.В. Проблема нашего времени недостаточная

Подробнее

«Народная. игрушка».

«Народная игрушка». Актуальность темы: Мы живём во время полное тревог и противоречий, когда жестокость, насилие и бездуховность становятся нормой в обществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций

Подробнее

«Знакомство с русской матрешкой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения "Детский сад общеразвивающего вида 94 "Аистенок" муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Непосредственно образовательная

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1.Международная конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года. 2.Федеральный закон «Об

Подробнее

docplayer.ru

Проект "НАРОДНАЯ ИГРУШКА" - дошкольное образование, прочее

МДОУ «Детский сад «Улыбка»

Воспитатель: Громова С.С.

Технологическая карта

Проекта «Народная игрушка»

Содержание

Пояснение

Название проекта

Народная игрушка

Тип

Педагогический

Вид

Практический, групповой, краткосрочный

Участники проекта

Педагоги, дети

Целевая группа

Воспитанники 1 младшей группы

Сроки реализации

30.11 – 04.12.2015

Основание для разработки проекта

Углубить знания о народных игрушках.

Цель

Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек .Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.)

Задача

1.Формировать представления детей о народных игрушках: Ванька- Встанька, Матрёшка.

2.Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек , узнавать их и правильно называть

3.Побуждать детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок

4.Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям

Ожидаемые результаты

1.Имеют представления о Ваньке –Встаньке, Матрёшки.

2.Бережное отношение к окружающим предметам

3. Использование потешек в определённых жизненных ситуациях

Проект на тему «Народная игрушка»

НОД:

Рисование – «Украсим неваляшку», «Наряд для Барыни»

Познание (окружающий) – «знакомство с матрешкой»

Коммуникация – «Наша матрёшка засыпай», «Весёлый оркестр»

Художественная литература – заучивание русской народной песенки «Ай ду-ду, сидел ворон на дубу», «Путешествие в страну, где всё на оборот»

Лепка – «Неваляшка»

Конструирование – «Кроватка для матрёшки»

Беседы:

-Беседа о музыкальных игрушках : дудочка, трещётка, погремушка

-Беседа «Любимые игрушки»

-Беседа «Кто такой Ванька-встанька»

-Беседа «Народные игрушки»

Познакомились с русскими народными потешками

- Петушок, петушок,Золотой гребешок,

Масляна головушка,Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,Деткам  спать не даешь?

Баю-бай, баю-бай

Ты собаченька не лай…

Киска брысь, киска брысь

На дорожку не садись…

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!..."

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел…На печи калачиКак огонь горячи.Пряники пекутся,Коту в лапки не даются.

Гуси, гуси га-га-га…

Гуси-ГусиГуси-гуси!Га-га-га!Есть хотите?Да-да-да!Хлеба с маслом?Нет-нет-нет.А чего же вам?Конфет!Ну, летите, как хотите, только крылья берегите

- серый волк под горой не пускает вас домой.

Солнышко-ведрышко нарядись!

Солнышко красное, покажись!

Пальчиковые игры

  1. Идёт коза рогатая…

Идет коза рогатая,

("коза» правой рукой).

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик").

  1. Сорока-белобока…

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают: Сорока – белобока, Кашку варила, Деток кормила, (Загибают пальчики, начиная с мизинца): Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, (Показывая на большой палец): А этому не дала: (Поглаживая его, говорят): Он дров не рубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку не варил. Ничего не получил! 

Работа с родителями

1.Консультация «Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника»

2.Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием потешек»

3.Консультация «Игрушки в жизни ребёнка»

                     « Роль игрушка в жизни ребёнка» 

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! 

Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Как же подобрать нужную игрушку? Для правильного ее выбора нужно учитывать возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, ясно представлять, какую пользу может принести ему игрушка.Очень хорошо, если, перед тем как пойти с ребенком в магазин за покупкой, поговорить с ним, что ему нужно для игр. Этот разговор полезен в воспитательном отношении, он, несомненно, повлияет и на будущие увлечения ребенка, ну, и, конечно, доставит ему радость. Но это не значит, что в выборе игрушек надо идти на поводу у ребенка. В первую очередь взрослым следует руководствоваться педагогическими соображениями.

С помощью определенных игрушек можно, например, совершенствовать движения (мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли, серсо и другие). Для самых маленьких хороши погремушки, шары, подвесы, резиновые пищалки. Когда ребенок научится ходить, ему нужны игрушки, которые бы он мог возить, толкая впереди себя. Очень полезны и доставляют детям много радости разборные игрушки с вкладышем: матрешки, яичко с цыпленочком.

Яркая, динамичная, красивая игрушка радует и забавляет ребенка. С улыбкой смотрят дети на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, шагающего бычка, клюющих кур, вертящуюся юлу. Все это создает радостное настроение.

Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Пребывая на воздухе, дети используют различные природные материалы: песок, снег, воду, глину, прутики, желуди, камешки. Все это отличный материал для игры. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает в соответствии с замыслом игры прутики — в макароны, листочки — в деньги, желуди - в сахар. В помещение стулья могут стать автобусом, кораблём или вагоном поезда, т.д. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.

Консультация для родителей 

«Развитие мелкой моторики у детей».

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

  • Заводить будильник, игрушки ключиком.

  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).

  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

  • Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

«Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников».

ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?

На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.

Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.

П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ИГР

Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, каково их воспитывающее начало? Прежде всего, они служат несомненным доказательством педагогического мастерства.

Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости.

Пока дитя еще мало, все игры обращены индивидуально к нему, его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми прибаутками. Тут и «Ладушки» и «Сорока- ворона».

Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке, сочувствует пойманному и т. п.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен.

Происходит это в силу того, что в игре есть свой случай, событие, оно и составляет игру, именно его и переживает ребенок. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыпленка. В игре «Гуси – лебеди» волку нужно поймать гусей, гусям убежать от него. Этот признак роднит народные игры с творческой детской игрой, где дети зачастую создают такой случай, событие, но там он быстро исчезает под наплывом новых впечатлений, в описываемых же нами играх события принимают устойчивую форму.

Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

По такому плану построены наиболее популярные народные игры: «У медведя во бору», «Гуси – лебеди» и т. д.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные, яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей – кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Русская народная игрушка имеет свою историю. подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька – встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.

Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный момент введен ясно и отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет ее от пособия, в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.

kopilkaurokov.ru

Статья на тему: Народная игрушка | скачать бесплатно

НАРОДНАЯ ИГРУШКА 

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей.  Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют обрядовые куклы, куклы-обереги, зольные куклы и многие другие виды старинных кукол. Куклы делали из бересты, золы, дерева, но в основном это были тряпичные куклы из лоскутов ткани. Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы " Кто в куклы не играл - тот счастья не видал!". Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.   Традиционная народная кукла на протяжении многих - многих лет практически не изменилась в своем выполнении, так как бережно передавалась в семье из поколения в поколение. Это не вызовет трудностей, а, наоборот, даст отличный импульс к развитию фантазии у ребенка.

Славяне делали кукол в основном в зимнее время, так как летом у них не было времени, ведь они работали в поле, занимались хозяйством, ходили в лес, заготавливали сено. А вот зимой, сидя у теплой печки, бабушки, мамы вместе с детьми изготавливали куколок. Доставали из сундуков ткани, старые одежды, лен и красные нитки. В те времена не было ножниц и ткани приходилось рвать вручную. В основном, использовалось много белой ткани, красной и черной. Ведь красный цвет символизирует солнце, тепло и радость, белый - чистоту, а черный - ночь. Сколько бы ни было сделано кукол, каждая получалась по-своему красивая, неповторимая. У каждой куклы обязательно должен быть фартук, платье с длинным рукавом или сарафан, платок на голове. Каждая кукла перематывалась красной ниткой на поясе и крест-накрест на груди, для того, чтобы злые силы не проникли в нее. Обязательно нитка завязывалась на 2 узла. Куклы, сделанные детьми, оценивались взрослыми, при этом они подсказывали, что и как лучше сделать. Почти у всех кукол должна была быть коса, ее можно было сделать как из ниток, так и из разноцветных ленточек. Плетя косу, как бы вплетали в нее то, что хотели бы получить от этой куклы. Нельзя было делать куклу с плохим, скверным настроением, иначе вся отрицательная энергия поселится в куколку. Кукол нельзя было разбрасывать по избе, оставлять на улице, ведь она являлась практически членом семьи. Ожидая рождения ребенка, женщина делала куклу и затем помещала ее в колыбель к младенцу, кукла служила и оберегом, и игрушкой. Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке,куколку, которую сотворили любящие материнские руки. В колыбель можно было помещать не более пяти кукол, там они служили погремушкам

Куклы были в каждом доме, и делались в основном женщинами. Размер мог быть разным: маленькие - размером с ладонь и большие - до локтевого сустава. Куклы делались ко всем русским праздникам, на Новый год, Святки, Масленицу, Коляду, Рождество, Свадьбу, Пасху, Троицу и др. И к свадьбе дочери мать обязательно должна была сделать куклу своими руками с любовью.

По традиции, первую куклу, сделанную своими руками, никому нельзя было дарить, она должна остаться в семье. У кукол не было лица, говорили, что "если будут глаза - значит, будет видеть, если будет рот - значит, надо кормить. Выбрасывать кукол было нельзя, считалось, что это большой грех. Их складывали в сундук и передавали из поколения в поколение, хранили на чердаке. Так они дошли и до наших времен..

 Использовать народную куклу в совместной деятельности с детьми можно, начиная с раннего возраста. Например, когда маленькие детки плачут, приходя в детский сад, особенно в период адаптации, можно попробовать дать в маленькую ручку ребенка маленькую куколку, которая отвлечет его на какое- то время от мыслей о маме, так как у него в руке будет что -то новое и интересное, что прежде он никогда не видел.

Довести до родителей о пользе самодельной куклы будет совсем не сложно, если, например, сделать коллаж или папку - раскладушку с выдержками и красивыми картинками и фотографиями. Тем более, как мне кажется, что нельзя не влюбиться в народную куклу, даже если увидел ее впервые.

Постепенно, дети прикипят любовью к народной кукле и будут с нетерпением ждать, когда же их научат чему то новому.Дети могут самостоятельно обыграть куколок в театрализованной деятельности, сценках, дать им имена. Также можно использовать куклу при чтении художественной литературы, например, в сказке " Василиса Прекрасная" куколка ожила, помогала Василисе по хозяйству, утешала и давала советы.

Куклы могут предназначаться в группе детского сада для улучшения дисциплины детей, можно сказать детям, что куколка не любит, когда не убираются игрушки, когда громко кричат и так далее, в общем можно придумать множество историй и небылиц, насколько развита ваша фантазия. Дети могут разговаривать с куклой, когда им грустно или они скучают по дому, рассказывать ей свои истории и многое другое.

Куклы ручной работы пользуются популярностью и в наши дни.  Ведь кукла, сделанная своими руками, имеет особый смысл, в нее вложена душа.

nsportal.ru