+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Марина Костюхина - Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века. Костюхина игрушка в детской литературе


Толстый поп в детской ванночке / / Независимая газета

Марина Костюхина. Игрушка в детской литературе. – СПб.: Алетейя, 2008. – 208 с.

Игрушка – вещь настолько символическая и насыщенная смыслами, что они пробиваются даже сквозь толщу взрослого равнодушия к этому волнующему предмету. Отношения с ней на самом деле человеку просто необходимы – независимо от того, насколько далеко он успел отойти от детства. Взрослые и сами прекрасно это понимают – и обязательно устраивают себе какое-нибудь общение с игрушками. Играть, конечно, удается не всегда – вроде бы социум этого не приветствует (хотя, говорят, кидалты – это такие суперсовременные взрослые, которые ведут себя как дети, – играют, не стесняясь, и прекрасно себя чувствуют). Зато можно – не хуже, чем в детстве, – смотреть на них, думать о них и даже исследовать, как чувствуют себя игрушки в культуре и истории. Что человек делает с ними в разные исторические эпохи и что они, в свою очередь, делают с ним.

Можно, конечно, ответить просто: он с ними – играет. А они его – выращивают. Вводят во взрослый мир – притворяясь, будто на самом деле уводят его оттуда. Игрушки – они хитрые.

Я вообще подозреваю, что это тайные агенты мира взрослых в царстве детей. Проводники разнообразных влияний. Только не доверять им все равно не получается. Особенно если ты маленький.

Игрушки – они хитрые.Александр Лактионов. Натюрморт. Игрушки. 1949. Городской художественный музей

Марина Костюхина, доцент кафедры детской литературы СПбГУ, пишет именно об этом. Она прослеживает историю игрушки в русской детской литературе трех веков – XVIII, XIX и ХХ, причем основное внимание достается последнему. Должно быть, потому, что детской литературы в нем было написано едва ли не больше, чем за два предыдущих столетия, вместе взятых.

Детскую литературу пишут, как известно, взрослые. Вот в ней-то они и проговариваются – о том, как засылают в мир детей сделанные по своим соображениям игрушки и как те внушают детям модели поведения, нужные взрослым.

Но дети тоже хитрые. Им есть чем на это ответить. Во-первых, они изобретают собственные игрушки, делают себе их из чего придется, хоть из простых деревяшек-чурочек. А во-вторых, они и с «засланными» игрушками обращаются по-своему. Наделяют их собственными смыслами, какие взрослым и в голову бы, пожалуй, не пришли.

Костюхина цитирует рассказ писателя Евгения Шварца о том, как на заре советской власти из детских садов «изъяли кукол», чтобы те, не приведи господь, не «гипертрофировали» у девочек материнское чувство, и «заменили их куклами, имеющими целевое назначение: например, толстыми и страшными попами, которые должны были возбуждать в детях антирелигиозные чувства». Но не тут-то было. Девочки, ничуть не смущаясь, «укачивали и укладывали спать и мыли в ванночках безобразных священников, движимые слепым и неистребимым материнским инстинктом».

Ну насчет «слепоты» инстинкта – не знаю. Скорее эта история – о том, что игрушка всегда шире любого «целевого назначения». И в этом – ее главная ценность.

www.ng.ru

Костюхина, Марина Сергеевна - Игрушка в детской литературе

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Марина Костюхина - Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века

Типажи советских кукол 1930-х годов: "девочки", "представители народов", "милиционеры" и "парашютисты" (Советская игрушка. 1936. № 8)

Московский опыт идеологически ориентированной игры с куклами распространялся по всей стране. Так, педагогами-дошкольниками Свердловска была разработана следующая тематика игр: "пляска кукол-пионеров", "гараж", "амбулатория", "стройка", "Красная армия", "колхоз", "дочки-матери" (для детей шести лет), "пионеры на митинге", "демонстрация", "лыжный пробег Москва – Свердловск", "проводы делегатки на съезд Советов", "пароход "Красин", "игра в стройку" (для детей семи лет). Педагоги использовали кукол для разыгрывания с детьми классовых боев. "С куклами-рабочими, пионерами, красноармейцами и другими дети эмоционально закрепляют, уточняют свои симпатии и антипатии. С какой злобой замечает семилетний Вова неповоротливому Донату: "У, вредитель, мы строим, а ты разрушаешь". С какой готовностью звучат детские возгласы с трибуны во время игры "Пионеры на трибуне речи говорят": "Войны мы не хотим, но в бой готовы", "Да здравствует наш вождь, великий Сталин!", "Да здравствует Красная армия, наша защита!"[666]. Как отмечали воспитатели, в идеологически окрашенных играх кукла у мальчиков пользовалась бóльшим успехом, чем у девочек.Педагоги работали над тем, чтобы приучить детей играть с куклами в официальную советскую действительность, состоящую из подвигов и праздников. Но перед глазами детей была и другая действительность. Так, девочки в игротеке парка им. Горького разыгрывали с куклами скандалы на коммунальной кухне ("У вас сковородка лопнет! Разве можно без масла ставить? – Скоро с работы придут, а у меня обед не готов!") и обстановку советского магазина ("Что это за магазин – не продают, потому что взвесить нельзя! Надо комиссию послать!"). Советские дети росли в условиях коммунального быта и неизбывного дефицита, что отражалось в содержании их игр с куклами[667]. Игру в дочки-матери дети 1920–1930-х годов прозвали "керосинками". Керосинка – центр коммунальной кухни, на ней нескончаемо готовили обитательницы квартиры. Когда воспитательница детского сада стала укорять девочку за то, что та бросила свою куклу ("Ты оставила деток одних, какая же ты мама, если не жалеешь своих маленьких деток, посмотри, как они плачут без тебя"), она ответила: "Не хочу быть мамой, все суп вари да вари"[668].Педагоги пытались преобразовать традиционную игру в дочки-матери на новый лад. Ими была отвергнута идея врожденного материнского инстинкта, проявлявшегося в кукольной игре. Советская женщина, свободная от материнского инстинкта, отдавала в ясли грудного ребенка и "спокойно" работала на производстве. Ей недосуг возиться с детским бытом и детскими нарядами. Однако девочки не хотели отказываться от удовольствия наряжать кукол и водить их гулять. В экспериментальном детском саду им. Коминтерна детям были предложены куклы трех типов: краснофлотец, рабочий и работница в спецовке. Работницу дети называли "мамой", рабочего дворником (на нем был фартук), а краснофлотцев дети тотчас же превращали в "детей" и начинали укачивать. Не удавалось избавиться и от гендерных предпочтений. Когда педагог посадила кукольных красноармейцев на коней, сразу выявилось разное отношение к ним мальчиков и девочек. "Девочки снимали кукол-красноармейцев с коней, укладывали их на кроватки, раздевали, а мальчики сажали кукол на коней и обыгрывали их"[669].Девочки порывались раздеть игрушечного буденовца или милиционера как обычную куклу. От кураторов детской игры требовались разъяснения этого деликатного вопроса. Е.А. Флериной предстояло решить, что важнее для ребенка: развитие навыков раздевания-одевания куклы или политическое воспитание. "Раздевая куклу, ребенок часто совершенно забывает, что это красноармеец, и начинает с ним играть, как с ребенком, укладывать спать, укорять и пр. И действительно, детское кукольное лицо, неустойчивость фигурки отвлекают, уводят от образа красноармейца"[670]. В ответе на вопрос, нужно ли раздевать куклу, обычно решительная методист ответила уклончиво: "сомневаюсь". Сомневался в этом и маршал Буденный, когда ему показали мягкую куклу в наряде буденовца (артель "Художественная игрушка"). Кукла плохо стояла на ногах, падала и закрывала глаза. Е.А. Флерина заметила по поводу падающего красноармейца: "Где его героический образ, где его бдительное око?" Но были среди "идейных" кукол и удачные изделия. Так, Комитет по игрушке высоко оценил куклу Машеньку (артель "Сатурн"), которая могла с поднятой рукой отдавать салют. Кукла была одета в пионерский костюм: темную юбку, белую рубашку и красный галстук.

Куклы второй половины 1930-х годов артели "Все для ребенка". (Советская игрушка. 1936. № 8)

Педагоги и производители игрушек обсуждали идею создания кукол в образе конкретного человека – героя или ударника социалистического труда. Ориентиром для них служил опыт американцев, которые производили кукол, изображавших популярных личностей. Как правило, это были персонажи из мира моды и кино. Советские педагоги противопоставляли им кукол, представлявших героев страны Советов. "Дети знают героев-летчиков, пограничников, командиров и бойцов Красной армии, знатных трактористов и трактористок. Им хочется играть в этих любимых героев"[671]. Однако до именных кукол дело так и не дошло.Играм с куклами-голышами, переодетыми в буденовцев, противопоставлялись "малосодержательные" игры с нарядными куклами. По утверждению педагогов, они не вызывают интереса у советских детей ("кроткие добродетельные личики взрослых "барышень" – это не наш типаж). Но продавцы отделов игрушек утверждали, что потребность в нарядных куклах очень велика. За ними приходят в магазин как совсем маленькие дети, так и девочки 10–12 лет. Вместе с куклами покупатели просят "добавочный материал" (посуда, плита, мебель). Между тем ассортимент кукол был очень ограничен. В самом большом отделе игрушек в стране в московском "Детском мире" продавалось всего несколько типов кукол. Наиболее дорого стоили куклы на шарнирах с закрывающимися глазами (их производила фабрика игрушки в Загорске), несколько дешевле – в порядке убывания стоимости – можно было купить куклы из папье-маше, куклы трикотажные мягкие, куклы с мастичной головкой и целлулоидные "голыши" (производства Ленинградской фабрики им. "Комсомольской правды"). Наибольшим спросом пользовались нарядные куклы с длинными волосами, заплетенными в косы. Покупатели отдавали предпочтение игрушкам со светлыми волосами: ангельский типаж сохранял свою привлекательность и для советских девочек[672].

profilib.org

Купить книгу Игрушка в детской литературе М.С. Костюхина с доставкой

Сказки зарубежных писателей © 2018.

Книжный магазин с доставкой курьером или Почтой России. Лучшие цены в РФ. М.С. Костюхина Игрушка в детской литературе

Покупая наши книги в интернет магазине доставка по России производится в город Москва, Санкт-Петербург, Абакан, Альметьевск, Ангарск, Арзамас, Армавир, Артём, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Березники, Бийск, Благовещенск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Грозный, Дербент, Дзержинск, Димитровград, Екатеринбург, Елец, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Камышин, Кемерово, Киров, Киселёвск, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Кызыл, Ленинск-Кузнецкий, Липецк, Люберцы, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Междуреченск, Миасс, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Назрань, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новотроицк, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новошахтинск, Новый Уренгой, Ногинск, Норильск, Ноябрьск, Обнинск, Одинцово, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Самара, Саранск, Саратов, Северодвинск, Северск, Сергиев Посад, Серпухов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Хабаровск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и другим городам Российской Федерации почтой России, курьером, с помощью курьерской службы, либо в пункт самовывоза.

love-magus.ru

Марина Костюхина - Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века

Куклы художницы М.П. Киселевой отличались изяществом и психологизмом (Советская игрушка. 1936. № 11)

Образцовыми считались куклы художницы М.П. Киселевой, ученицы скульптора С.Т. Коненкова. М.П. Киселева ориентировалась не только на уроки своего учителя, но и на современные образцы французских кукол. Весь процесс производства художница отслеживала от начала до конца, добиваясь четкости и гармоничности каждой детали. Так рождалась поразительная по красоте и одухотворенности игрушка. Куклу Киселевой отличали приятный овал лица, гармоничное тело, ясные глаза. Руки и ноги куклы могли сгибаться благодаря особому шарнирному креплению. Одежда была сшита по точным выкройкам, а фасон отличался изяществом. Однако цена такой игрушки по советским понятиям была высока (53 рубля 75 копеек против 4 рублей за обычную куклу). Десятилетняя отличница с пионерской прямотой заявила корреспонденту: "Я напишу [секретарю ВКП(б) П.П. – М.К.] Постышеву, чтобы кукла стоила дешевле". Но кукла-красавица была изготовлена не для обычной московской школьницы. Подобные игрушки выставлялись на международных выставках, где представляли счастливый мир советского детства. Зарубежная публика неизменно восторгалась куклами Киселевой, не догадываясь о примитивности материалов, из которых создавалось такое чудо, и о проблемах производства, с которыми сталкивались советские мастера игрушки[682].Кукольные типажи М.П. Киселевой напоминали о прежней кукле, женственной и эстетичной. Даже стиль описания куклы ("приятная", "гармоничная", "милая") больше соответствовал кукольным историям прошлого, чем стилю советских изданий для детей[683]. Культурный багаж, накопленный игрушкой, напоминал о себе в отдельных произведениях детской литературы. Его можно было переосмыслить или воспринять как предмет литературной игры, что сделал А.Н. Толстой в сказочной повести "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (1936). Мальвина – это и фарфоровая кукла, и воспитанная девочка, и нарядная красавица, и строгая классная дама[684]. Все эти типажи – из старорежимного прошлого, с которым героиня сказки без сожаления расстается (в мире прекрасного будущего Мальвина будет продавать билеты в кассе кукольного театра).

Мотив расставания с нарядной куклой бодро звучал в советских текстах для детей. Девочка в стихотворении Т.С. Сикорской "Подарок" готова подарить свою куклу любимому вождю Сталину:

Я бегом бежала к дому,Чтобы с тобой поговорить.Что мне Сталину родномуНа рожденье подарить?

Можно было б куклу Таню -Он в нее играть не станет,И, по-моему, емуКуклы вовсе ни к чему[685].

Девочка понимает, что кукла – слишком незначительный подарок, и поэтому в финале стихотворения решает вручить Сталину более серьезную игрушку – плюшевого мишку.

Нарядная кукла стала персонажем рассказов о жизни детей в детском саду. Все детали кукольного быта создаются совместными усилиями: артель рабочих мастерит кукле дом, а группа пионерок шьет ей наряд. Он предельно прост (платье да рубашка), но вызывает восторг. "Рубашка Дусе была до пят. Удивительно красивой и милой стала их кукла в этой рубашке! Особенно когда улеглась на большую подушку с прошивкой и покрылась розовым одеялом"[686]. В советской детской литературе розовый цвет встречается очень редко, именно как цвет кукольных вещей. Розовое платье надето на куклу по имени Фиалка Еремеева (Ильина Е. "Пушистый гость", 1937). На иллюстрациях к книге (худ. Ю. Васнецов) кукла изображена в дамской шляпе и пышном розовом наряде. Но прежней царицей игрушек советская кукла так и не стала. Писатели намеренно снижали ее образ обыденным именем или прозаической фамилией. Одна из целей такого упрощения – показать, что в жизни советских малышей кукла играет второстепенную роль, в отличие от выращивания овощей или выкармливания кроликов.В последующие десятилетия литература о пионерах-героях окончательно сделала образ куклы невостребованным обществом. Советские писатели рассказывали о том, как партизанки и медсестры отказывались в детстве от своих кукол. В этих произведениях речь шла о девочках из городских семей с достатком, которые могли себе позволить купить дорогую игрушку. В такой семье выросла Гуля Королева, героиня повести Е. Ильиной "Четвертая высота" (1946). Писательница подчеркивает в характере девочки черты человека нового типа, свободного от гендерных стереотипов и материальных привязанностей. Эти качества проявляются уже в раннем детстве героини, о чем свидетельствует следующий эпизод. Гуля с куклой в руках сидит на подоконнике открытого окна. Мать, опасаясь за дочь, велела ей спуститься с подоконника. Дочь подчинилась, но в знак протеста выбросила куклу из окна. Между отцом, потрясенным этим поступком, и дочерью произошел следующий разговор: "И тебе совсем, совсем не жалко? – Немножко жалко, – сказала она и, нахмурив брови, бегом побежала к себе в комнату"[687]. Нахмуренные брови и решительный протест – вот портрет будущей отважной комсомолки.Идеалы пионерских повестей, являвших собой советский вариант назидательной литературы, и жизненные практики послевоенного времени разнились между собой. В конце 1940–1950-х годов заметно вырос интерес советских женщин к моде и модной одежде. Открывались Дома моделей и ателье модной одежды, печатались журналы мод, получать которые стремились многие женщины. Кукла, нарядно и модно одетая, воспринималась матерями с радостью. В педагогических практиках появились случаи, когда воспитательницы в детских садах на примере кукол давали девочкам азы модного воспитания (как выбирать одежду в магазине, шить платье в модном ателье). Одна из наставниц, видя однообразную игру детей в одевание-раздевание куклы, предложила им поиграть в магазин одежды. "Гражданка, не хотите ли вы к платью своей куклы пришить кружевной воротничок или цветной бантик? Мы недавно получили красивые бантики и воротнички для детских платьев"[688]. Девочки под руководством воспитательницы организуют кассу и начинают с увлечением торговать модным кукольным товаром. Знаменательно, что опыт подобного занятия с детьми не замалчивался стыдливо, а подавался в методических рекомендациях как передовой. Другая воспитательница работала с девочками над вышиванием полотенец, салфеток, ковриков и аксессуаров для кукольной одежды, о чем она с гордостью рассказала на всю страну[689]. Кукольно-швейную идиллию в детском саду 1948 года нарушают мальчики, которые сооружают из строительного материала танки и решительно отказываются играть с девочками в куклы.

profilib.org

Марина Костюхина. Игрушка в детской литературе, 2008 г.

                                М.С.Костюхина. Игрушка в детской литературе. СПб. Алетейя, 2008,                                  208 с., картонный ламинированный переплет, увеличенный формат.                                Тириж 1000 экз.              Специалистам и знатокам детской литературы эта книжка может показаться знакомой, но для большинства любителей детской книги, она, на мой взгляд, мало доступна (тираж  1000 ! экз.)  и должна ОЧЕНЬ понравиться и помочь в познании всего многообразия отечественной  детской литературы.. Поэтому постаралась показать все иллюстрации и много страниц текста.

         В своей книге автор прослеживает  историю игрушки в русской детской литературе на протяжении трех столетий.  Использует произведения русской классики, мемуары, произведения малоизвестных писателей XIX века, особо акцентирует внимание на литературе XX века.  Образы игрушек связываются в книге с отечественной духовной культурой, историей воспитания и своеобразием русского быта.  

                                                               Литература:

o-kulya.livejournal.com

Купить книгу Игрушка в детской литературе М.С. Костюхина с доставкой

Популярная психология © 2018.

Книжный магазин с доставкой курьером или Почтой России. Лучшие цены в РФ. М.С. Костюхина Игрушка в детской литературе

Покупая наши книги в интернет магазине доставка по России производится в город Москва, Санкт-Петербург, Абакан, Альметьевск, Ангарск, Арзамас, Армавир, Артём, Архангельск, Астрахань, Ачинск, Балаково, Балашиха, Барнаул, Батайск, Белгород, Березники, Бийск, Благовещенск, Братск, Брянск, Великий Новгород, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Волгодонск, Волжский, Вологда, Воронеж, Грозный, Дербент, Дзержинск, Димитровград, Екатеринбург, Елец, Железнодорожный, Жуковский, Златоуст, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Камышин, Кемерово, Киров, Киселёвск, Кисловодск, Ковров, Коломна, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Королёв, Кострома, Красногорск, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Кызыл, Ленинск-Кузнецкий, Липецк, Люберцы, Магнитогорск, Майкоп, Махачкала, Междуреченск, Миасс, Мурманск, Муром, Мытищи, Набережные Челны, Назрань, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новосибирск, Новотроицк, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новошахтинск, Новый Уренгой, Ногинск, Норильск, Ноябрьск, Обнинск, Одинцово, Октябрьский, Омск, Орёл, Оренбург, Орехово-Зуево, Орск, Пенза, Первоуральск, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Подольск, Прокопьевск, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Самара, Саранск, Саратов, Северодвинск, Северск, Сергиев Посад, Серпухов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Ухта, Хабаровск, Хасавюрт, Химки, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Черкесск, Чита, Шахты, Щёлково, Электросталь, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль и другим городам Российской Федерации почтой России, курьером, с помощью курьерской службы, либо в пункт самовывоза.

ventriculus.ru