+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Психолого-педагогическая экспертиза предметно-игровой среды. Экспертиза игрушки в детском саду


Презентация на тему: Экспертиза игрушки | скачать бесплатно

Слайд 1

Экспертиза игрушки Подготовила воспитатель Медведева Т . А .

Слайд 2

“ Настоящий ребенок ” должен сделать три вещи - вырастить куклу, построить дом и наиграться в нем вдоволь . Игрушки обладают волшебной силой для детей любого возраста. Неудивительно, что многие родители, стремясь превратить жизнь своего ребенка в сплошной праздник, буквально заваливают игрушками детскую комнату (конечно, если позволяют средства). Но им следовало бы задаться вопросами: “ Сможет ли очередная игрушка заинтересовать ребенка, поднять ему настроение? Отвечает ли она возрасту и способностям малыша?

Слайд 3

Игрушка, оказавшаяся в руках ребенка определяет характер и содержание детской игры. Понимая все это, неравнодушные педагоги, психологи, производители, авторы-разработчики объединились и создали Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов, игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей ». Основной целью Объединения является : - содействие защите прав детей на получение качественной продукции; - информирование общественности о продукции полезной для детей; - содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми

Слайд 4

Одной из основных задач , которую решает Объединение экспертов, является: определение качества продукции для детей на основании различных видов экспертизы. Порядок проведения экспертизы . На экспертизу может быть представлена игровая, учебно-методическая и электронная продукция для детей, родителей и педагогов. Заказчиком экспертизы могут быть государственные и муниципальные органы, общественные организации, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении психолого-педагогической экспертизы . Исполнителями экспертизы являются члены Объединения или эксперты - имеющие высшее образование (по профилю), необходимый опыт и квалификацию для проведения независимой, открытой, компетентной, объективной психолого-педагогической экспертизы.

Слайд 5

Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям. 1. Социальная и психологическая безопасность игрушки. 1.1. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 1.2. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. 1.3. Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей. 1.4. Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка. 2. Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка. 3. Привлекательность игрушки для ребёнка. 4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие). 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.

Слайд 6

Дополнительные критерии 1. Возможность использования игрушки в коллективной игре. 2. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями). 3. Прочность и долговечность игрушки. 4. Использование экологически чистых материалов. 5. Качество описания игрушки. 6. Качество упаковки игрушки.

Слайд 7

И грушки для детей в возрасте до 3 лет должны быть : безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже; достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов, порезов и т.п.; сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить; без грубых поверхностей и острых краев. Кроме того, они не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи. Изделия, которые могут быть ошибочно приняты за игрушки, следует определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них - игровое значение. Далее следует размер: если он явно “ не по ребенку ” , то изделие не может быть расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация также может указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку.

Слайд 8

Игрушками не являются: декоративные и подарочные изделия ( изделия , предназначенные для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные музыкальные шкатулки, изощренные наборы канцелярских принадлежностей, металлические значки, магниты, используемые на дверце холодильника), образовательные изделия (головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы, оформленные мультипликационными персонажами), замысловатые изделия (термосы привлекательной для ребенка формы, игрушки для домашних животных, куклы- марионетки, надувные бассейны с максимальной высотой уровня воды 0,4 м, глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м), детские книги, периодика с неигровым значением, комиксы, брелки для ключей, сувениры и т.д.

Слайд 9

Для проведения экспертизы игрушек заявитель представляет в организацию, проводящую экспертизу: - заявление; - техническое описание игрушки; - образец (макет, модель) игрушки в 2-х экземплярах с упаковкой и этикеткой, на которой указаны возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - фотографию образца (макета, модели) игрушки - рекомендации по использованию игрушки; - санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное органами и учреждениями государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации.

Слайд 10

Для проведения экспертизы организацией, проводящей экспертизу, создается экспертная комиссия из квалифицированных специалистов - экспертов: педагогов, психологов, медицинских работников, художников, дизайнеров. В состав экспертной комиссии могут входить представители органов управления образованием, организаций промышленности и торговли , общественности . Состав экспертной комиссии, ее председатель утверждаются приказом организации, проводящей экспертизу. По результатам экспертизы экспертная комиссия составляет отзыв, который подписывается председателем и всеми членами экспертной комиссии . Отзыв экспертной комиссии является основанием для выдачи организацией, проводящей экспертизу, заключения о соответствии (несоответствии) образца (макета, модели) игрушки социально-психолого-педагогическим критериям .

Слайд 11

В заключении указываются: - наименование организации, проводящей экспертизу; - для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей заключение; - для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства лица, получившего заключение. - название игрушки; - разработчик и изготовитель игрушки; - возраст детей, для которых игрушка предназначена, область ее применения; - соответствует или не соответствует игрушка социально-психо - логопедагогическим критериям; - дата выдачи и регистрационный номер заключения. Заключение подписывается руководителем организации, проводящей экспертизу (в случае его отсутствия заместителем руководителя) и заверяется печатью этой организации. Заключение выдается заявителю организацией, проводящей экспертизу, в 20-дневный срок со дня регистрации заявления на проведение экспертизы игрушек после представления им документа, подтверждающего оплату экспертизы. Заключение действительно в течение трех лет. Продление срока действия заключения производится в порядке, установленном для его получения. Контроль за соблюдением порядка проведения экспертизы игрушек осуществляет Минобразование России .

Слайд 12

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Слайд 13

Кукла «Инна» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, предъявленным к куклам для детей дошкольного возраста. Авторы рекомендуют ее детям от одного года и старше. У куклы доброе, привлекательное лицо; красивые, хорошо укрепленные волосы, которые можно расчесывать, закалывать, заплетать в косы. Кукла хорошо сидит, стоит, в положении лежа закрывает глаза. Одежда на кукле эстетически выдержана. Куклу очень приятно брать в руки, она привлекательна для маленьких детей, вызывает положительные эмоции и чувства. Единственный недостаток – отсутствие нижней одежды и пуговиц на курточке. Кукла «Инна» одобрена МОО «Экспертиза для детей», ей присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 33/15-07 от 7 июня 2007г.

Слайд 14

Домино « Транспорт изготовлено из дерева. Оно является экологически чистой, безопасной для маленьких детей, настольной игрой, которая знакомит с различными видами транспорта и на-правлена на развитие внимания и памяти. Домино «Транспорт» отвечает всем психолого-педагогическим, дидактическим и эстетическим требованиям, учитывает возрастные особенно-сти детей. Домино «Транспорт» «Одобрено» МОО «Экспертиза для детей», ему присвоена первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 24/06-07 от 31.05.07г.

Слайд 15

Игра предназначена для проведения тематических занятий с детьми 3 - 7лет. Она состоит из планшета с набором рамок-вкладышей, методических рекомендаций, приложе-ния с изображением детенышей домашних животных. Данные рамки-вкладыши знакомят детей с домашними животными, способствуют умению различать животных по образу, классифицировать по характерным признакам. Игра способствует развитию памяти, внимания, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук. В методических рекомендациях содержится серия заданий, с помощью которых данная игра становится более интересной и увлекательной. Однако, производителю необходимо изменить возрастную адресность (авторы рекомендуют ее детям от 3-х до 7-ми лет). Заложенные в игре действия соответствуют потребностям детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 2-х до 5-ти). Художественные рамки-вкладыши «Домашние животные» одобрены МОО «Экспертиза для детей», им присвоена Первая Категория Соответствия со знаком «Серебряного солнышка». Заключение № 34/16-07 от 7 июня 2007г .

nsportal.ru

Психолого-педагогическая экспертиза игрушек на примере кукол «Bratz» и конструктора «Lego»

Психолого-педагогическая экспертиза игрушек на примере кукол «Bratz» и конструктора «Lego»

Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов развития и социализации ребенка. В настоящее время, ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний, однако не каждая игрушка благоприятно воздействует на неустойчивую детскую психику.

В целях защиты детей от игрушек, отрицательно влияющих на их психическое и физическое здоровье, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принято решение о введении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества, с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на различных этапах онтогенеза, а также какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В настоящее время в связи с большим многообразием игрушек и игровых материалов отечественных и зарубежных производителей возникает необходимость ориентировки и понимания в том, что конкретная игрушка может дать для развития ребенка.

В начале XXI века рынок детских игрушек в России оказался заполнен преимущественно зарубежными игрушками. Значительно изменился внешний вид сюжетно-ролевых, технических игровых средств, активно развивается направление электронных и интерактивных игрушек. Влияние этого рынка на детей неоднозначно и противоречиво, в связи с этим, предметом для психолого-педагогической экспертизы послужили куклы «Bratz» и конструктор «Lego». Перейдем непосредственно к психолого-педагогической экспертизе кукол.

Компания MGA Entertainment в 2001 году стала выпускать куклы серии Bratz. Благодаря своей необычности, новинка смогла достаточно быстро покорить сердца детей всего мира. История создания куклы отражает ее основного потребителя – детей в возрасте от 8 до 13 лет. Исходя из материалов компании, можно утверждать то, что целью являлось создание девочки, стремящейся выглядеть модно и по-взрослому. Тело куклы стремились сделать по образу и подобию ребенка-подростка – большая и непропорциональная голова, детские тонкие ноги и руки, худая фигура с легкими гендерными разграничениями. Интересная, на первый взгляд идея о создании именно подростковой куклы, отражающей интересы ребенка данного возрастного периода, тем не менее, по моему мнению, одержала фиаско, с точки зрения психолого-педагогической экспертизы.

Анализируя внешний вид куклы, можно говорить о том, что Bratz представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Исходя из внешнего вида куклы, можно говорить о ее направленности во взрослый мир - в мир гламурной одежды, вечеринок и яркого макияжа что по-моему мнению, влияет на психику ребенка. Особый акцент необходимо сделать не съемной обуви, которая является продолжением ноги а, следовательно, ребенок снимает голеностопную часть ноги при желании сменить обувь. Я считаю, что данная деталь может вызывать страх и тревогу у детей младшего школьного возраста.

Кукла Bratz идет в комплекте с ультрамодной одеждой, разнообразными предметами гардеробы, сотовыми телефонами, расчёсками и т.п., что постоянно провоцирует у ребенка стремление накапливать не только кукол, но и атрибуты для игры а, следовательно – вызывает зависимость.

Проблема, на мой взгляд, не только в вызывающей внешности куклы, но и в том, что данные игрушки делают игру детей примитивной, лишая ее фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии, мыслительных процессов ребенка. В данном случае куклы Bratz навязывает конкретный образ и способ действий а, следовательно, происходит манипуляция ребенком.

Если кукла Bratz является примером негативного влияние на личность ребенка, то конструктор «Lego» напротив, вызывает положительное.

Познавательное развитие детей осуществляется не только по линии развития воображения, но и наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, логического мышления. Для решения всех поставленных задач, наиболее оптимальной игрушкой являются конструкторы.

Анализируя история создания конструктора Lego, стоит отметить, что перед работниками компании стояли задачи - создать игрушки, развивающие воображение, изобретательность и творческие способности ребёнка. Так, появилась серия игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Особый акцент стоит сделать на экологической безопасности конструктора - в состав игрушки не входит клей. Кубики имеют возрастные ограничения в соответствии с размером деталей, что четко обозначено на упаковке конструкторов. Сами детали яркие, многофункциональные и привлекают внимание ребенка, стимулируют его познавательные процессы, высшие психические функции.

Конструктор является социально и психологически безопасной игрушкой, потому что игра в данном случае полностью подчиняется ребенку - нет четкой сюжетной линии, нет ограничений по возможностям использования кубиков. В целом, сборка конструктора развивает мелкую моторику рук ребенка, стимулирует воображение и самостоятельное принятие решений. Кроме этого, конструкторы Lego помогают улучшить усидчивость ребенка, что положительно влияет на детей младшего школьного возраста.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняет свое существенное значение в жизни младших школьников. Игра относительно самостоятельный этап онтогенеза человека, причем этот этап чрезвычайно важен для формирования личности. Атрибутом игровой деятельности являются игрушки, которые в обобщенном виде отражают экономические, социальные, политические, этические и другие показатели общественного устройства, господствующие в обществе идеологические, нравственные ценности и нормы.

Анализ и изучение состояния индустрии игрушек, тщательная психолого-педагогическая экспертиза, позволит исключить влияние некачественного товара на личность ребенка, а также будет способствовать росту спроса на игрушки, способствующие благоприятному психическому развитию детей.

infourok.ru

Методика психолого-педагогической экспертизы | Центр Игры и Игрушки

Мы оцениваем игрушку по трем параметрам:

  • Этико-эстетические характеристики и привлекательность
  • Развивающий потенциал игрового действия
  • Операционально-технические характеристики

Главная функция игрушек заключается вактивизации адекватной возрасту деятельности ребёнка.

Этико-эстетические характеристики

Игровые материалы, не отвечающие этико-эстетическим требованиям (игрушки с порнографическими, агрессивными и другими запрещенными для детей моментами) не рассматриваются по другим параметрам и не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Нейтральные по содержанию игрушки или несущие особые этические и эстетические ценности, например, бережное отношение к людям, животным и предметам, допускаются для дальнейшей экспертизы.

Оценка привлекательности включает первичную (внешнюю) привлекательность и привлекательность игрового действия с игрушкой.

Первичная привлекательность связана с обликом и другими внешними качествами игрушки: красочностью, звучанием, выразительностью и узнаваемостью образа, популярностью в детской субкультуре.

Привлекательность игрового действия предполагает, что ребенок достаточно продолжительное время самостоятельно инициирует игру с игрушкой.

Операционально-технические характеристики

Реализация игрового действия обеспечивается операциональными характеристиками игрушки: качеством материала, качеством исполнения и возрастными операциональными возможностями.

Качество материала – показатель, который обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутсвия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.), игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Качество исполнения – это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Этот показатель чаще всего в полной мере определяется в процессе детской игры. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, поэтому игра становится невозможной. В случае, если качество исполнения препятствует игре ребенка, игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Возрастные операциональные возможности

связаны со способностью ребенка самостоятельно управляться с игрушкой. Такие показатели, как прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия. Например, шнуровка на одежде или обуви куклы затрудняет игру ребенка раннего возраста (период от 1 до 3-х лет), необходимость разбираться в написанных инструкциях – игру-конструирование ребенка дошкольного возраста и т.п.

Операциональные характеристики, не соответствующие возможностям возраста, на который ориентирован развивающий потенциал, являются препятствием для игры. Такая игрушка может получить рекомендацию по доработке.

Игрушка с операциональными возможностями, требующими помощи взрослого на каком-то этапе игры или предполагающими самостоятельную игру ребенка, допускается для дальнейшей экспертизы.

Развивающий потенциал игрового действия

Развивающий эффект игрушки определяется вариативностью игрового действия, его связью с потребностями и возможностями возраста.

Качества игрушки задают характер игры, «подсказывают» направление и возможные варианты игры, т.е. ориентируют ребенка на определенные действия. Ориентиры, заложенные в игрушке, могут быть более или менее открытыми: могут довольно жестко направлять игру, а могут оставлять простор детской самостоятельности. Например, традиционная простая пирамидка предполагает только один способ сборки. В отличие от нее многие современные пирамидки оставляют возможность собирать их по-разному, благодаря форме деталей (дуги вместо колец, наличие нескольких отверстий и т.п.).

Игровые действия, которые можно осуществлять с игрушкой определяют возраст (возрастной диапазон), в котором она может иметь максимальное развивающее значение. Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна: она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

Игровые действия, заложенные в игрушке не должны противоречить друг другу. Так, встречаются игры с правилами, ориентированные на дошкольников, но построенные на материале для младших школьников (чтение, счет и т.д.). В результате такие игры не подходят ни тем, ни другим.

Игровые материалы, предполагающие только стереотипные, однообразные действия или ориентирующие на противоречивые игровые действия не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Игрушки, открывающие широкие возможности для разнообразных игровых действий и отвечающие потребностям и возможностям определенного возраста оцениваются высоко и, при условии положительной оценки по другим параметрам, проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Требования к разным видам игрушек

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для познавательно-исследовательской деятельности является возможность изменять условия и наблюдать результат:

  • В игрушках для манипулирования такая возможность обеспечивается адекватными операционально-техническими характеристиками и достаточным разнообразием сенсомоторных впечатлений.Например, фигурную погремушку можно взять по-разному, что вынуждает ребенка подстраивать руку под ее форму. Звучащий шарик будет звучать не так звонко, если его зажать в ладони; звучать иначе – если покатить. Погремушка из шарообразных деталей позволяет катать ее по необычной траектории.
  • Игрушки для предметной деятельности должны обеспечивать разнообразие проб, позволяющих исследовать признаки предметов (форма, цвет, размер и расположение в пространстве) и их культурный смысл. Например, мисочки с фигурной каемкой надонышке позволяют не только вкладывать их одна в другую, но и строить из них устойчивые пирамидки. Каталка, которая состоит из отдельных деталей-вагончиков и мягких игрушечных животных, позволяет разъединять все детали и играть с ними отдельно.
  • Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для сюжетной игры является возможность присваивать им новые значения и наполнять их своим смыслом. 

Разницы в требованиях кразвивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно:

  • Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому.
  • В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил:

  • Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу.

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт:

  • Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры.

 

www.psytoys.ru

contemporary psychology: Психолого-педагогическая экспертиза детских игрушек

В сентябре 2014го года в ряде новостных агентств появилась информация о том, что в Минобрнауки был подписан приказ о создании межведомственной рабочей группы по разработке предложений об организации проведения психолого-педагогической экспертизы детских товаров.

Рабочая группа по созданию комиссии состояла из ряда государственных организаций, в том числе отвечающих за качество разнообразных товаров и услуг; ряда ассоциаций, связанных с детскими товарами; МГППУ и Института психолого-педагогических проблем детства РАО. В Минобрнауки пояснили, что стоит акцентировать внимание экспертов на влиянии игрушек на социальную активность, познавательную сферу и освоение предшествующего культурного опыта.

Сама же экспертиза должна была быть направлена на оценку психологического воздействия детских игрушек, товаров, а также электронных игр и книг на неокрепшие умы несовершеннолетних. Экспертиза строится на мнении психологов и педагогов с привлечением производителя товаров. При этом на экспертизу направляются товары, продающиеся на территории РФ, которые могут быть произведены в любой другой стране мира. Экспертная комиссия не может дать отрицательный отзыв и запретить продажу игрушки, подобные решения принимаются в других органах.

Сразу же во многих газетах появились статьи, в которых психологи приводили разнообразные примеры бездуховных западных игрушек, которые формируют образ агрессивного главного героя из мультсериалов с размытой сюжетной линией, использующих оружие для уничтожения друг друга. Многие специалисты отмечали, что такие "игрушки" могут быть непосредственной причиной повышенной агрессивности детей.

Вот пример подобной статьи, вышедшей в газете Москва Вечерняя 30го сентября 2014го года. Более подробные ее фотографии в конце поста, обязательно почитайте мнение местных экспертов о том, почему детскому развитию мешает игрушка животного с неправильным окрасом (например, голубой щенок).

Запомните эти игрушки и никогда не покупайте. Особенно Ферби, который по ночам, возможно, разговаривает с вашим ребенком на не патриотичные темы.

Про рабочую группу и проведение экспертизы мне до сих пор ничего не известно, хотя есть много знакомых из образования. Но в России уже есть минимум две организации, которые проводили подобные экспертизы еще задолго до появления приказа Минобрнауки. Стоит понять, что подобные экспертные оценки важны не только государству, крайне заботящемся о подрастающем поколении, но и некоторым родителям, которые хотят быть точно уверены, что приобретенный товар не нанесет чаду психологическую травму.

В МГППУ с 2004 года работает Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Центр занимается научной, методической, организационной и популяризаторской работой, связанной с экспертизой детских товаров.

Данный центр может быть интересен вам как родителям. На их сайте имеется возможность задать вопрос о том или ином детском товаре. Помимо этого, их рекомендации можно учитывать при оформлении кабинета детского психолога.

Но все-таки, как проходит экспертиза детских товаров? На сайте имеется список шагов-критериев (про который я расскажу предельно сжато):

1) Этико-эстетические характеристики

Не проходят: агрессивные и содержащие порнографические элементы игрушки.

Проходят: нейтральные или несущие этические и эстетические ценности игрушки.

2) Операционально-технические характеристики;

Не проходят: некачественные игрушки, не соответствующие возрастным ограничениям.

Проходят: качественные игрушки, которые допускают помощь взрослого при обучении, но далее предполагающие самостоятельную игровую деятельность несовершеннолетнего.

3) Развивающий потенциал игрового действия.

Не проходят: игрушки с противоречивым или стереотипным порядком игровых действий.

Проходят: игрушки с широкими возможностями игровых действий, но соответствующие возрастным возможностям.

Помимо этого есть список требований к разным видам игрушек.

Ну а также там есть каталог детских товаров, прошедших экспертизу. Вот примеры некоторых детских товаров, которые рекомендованы для своих возрастных групп.

Такой прикольный, разбираемый пативен для детей от 1,5 лет из Италии

Отечественный ослик Иа для детей от 3-х лет

Шагающая кукла Кащей для детей от 3-х лет из России (характеристика эксперта: "Уникальная кукла - отрицательный персонаж, при этом обаятельный и вовсе не страшный.")

В Москве есть и другая организация, связанная с психологической экспертизой детских товаров - Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей. На сайте данной организации также есть описание критериев, которыми пользуются эксперты. А еще у них есть свой знак качества.

Естественно в конце поста мне бы хотелось бы поговорить о том, что стоит отбраковывать, а что нет в плане детских товаров. Но я не буду этого делать, так как уже года полтора как практически не работаю с несовершеннолетними. К тому же, мое мнение здесь будет крайне предвзятым. Проблема в том, что я отношусь к относительно "тяжелому" поколению детей, росших в девяностые. Напомню, что в те годы, не то что в России, а во всем мире не было каких либо общепринятых способов маркировки детских товаров. Например, та же самая ESRB (маркировка компьютерных игр для детей) появилась только в 1994 году.

Давайте также вспомним замечательную компьютерную игру Carmageddon. Ее упорно запрещали в Германии (как и прекрасные концерты Cannibal Corpse, с творчеством которых я был знаком лет с 12-13), красную кровь перекрашивали в зеленую, а людишек заменяли на роботов. Но эта игра, помимо зашкаливающей агрессии и бесконечных сцен насилия, была еще классным пособием по развитию пространственного мышления. Конечно, ей далеко до NFS Porsche Unleashed, но играю в нее, можно было, по крайней мере, научиться куда крутить руль, когда сдаешь задом, чтобы задавить или ударить кого-либо (кстати достаточно серьезный навык, который не поддается многим начинающим автолюбителям на протяжении нескольких лет).

Ну и самое последнее. Все вышеперечисленные организации больше акцентируются именно на игрушках. А сейчас основная проблема не с беременными куклами Барби или гламурными девочками Монстр Хай, а с зависимостью несовершеннолетних от игр на планшетах с донатом. В этом направлении пока совершенно не видно каких-либо телодвижений, а они нужны.

Но все-таки здорово, что в стране появляется некая система маркирования детских товаров, однако я не думаю, что стоит покупать своему чаду только те игрушки, которые пройдут подобную экспертизу. Вспомните, например прекрасный готишный мультик от Тима Бертона "Кошмар перед Рождеством". Разве вам не кажется, что фигурка главного персонажа заслуживает покупки вашему ребенку (естественно в том случае, если мультик ему понравился). Ведь, несмотря на страшноватый внешний вид Джека, мы все знаем, что он милашка и очень добрый живой мертвец.

Есть мнение, что Джек, в отличии от Кащея, экспертизу не пройдет

P.S. За бортом осталась тема о роли родителей в выборе детских товаров своему чаду. Но о ней мне писать совсем не хочется. Позитивного там мало. Краткий спойлер: если вы родитель, то можете принимать активное участие в выборе игрушек своему чаду, а еще есть такое понятие, как "родительский контроль" в программном обеспечении. Ну это так, к слову.

P.P.S. Вот другие фотки потрясной статьи о "плохих" игрушках.

contpsy.blogspot.com

О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек

В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на их развитие.

Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется.

В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 г. № 610-р и Федеральным законом от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вводится обязательная психолого-педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы возложена на государственное учреждение Центр «Игрушка» Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб, предприятий-изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений, родителей.

Учитывая, что разрабатываемая нормативно-техническая документация по экспертизе предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек, перечень-классификатор, требования к региональным комиссиям по экспертизе, экспертам, проводящим экспертизу, особая роль в данном процессе принадлежит органам управления образованием субъектов Российской Федерации.

Для реализации действующего законодательства и распоряжения Правительства Российской Федерации руководители и специалисты органов управления образованием в регионах должны подготовить базу для проведения психолого-педагогической экспертизы. Это предполагает решение следующих задач:

— создание региональных комиссий по экспертизе игрушек;

— оснащение материально-технической базы региональных комиссий;

— подбор и подготовка кадров для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

— участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек.

Разработка критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает создание такой системы оценки, которая позволит работникам региональных комиссий по экспертизе игрушек:

— выделять в общей массе игр и игрушек, поступающих на рынок как из-за рубежа, так и отечественного производства, игрушки, не предназначенные для использования детьми. Это игрушки, провоцирующие ребенка на агрессивные действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры; игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к сексуальным проблемам;

— проводить соответствующий анализ игр и игрушек и давать методические рекомендации педагогам и родителям по возрастной адресованности, а также по способам и области их применения;

— оказывать методическую помощь и консультации предприятиям-изготовителям и торгующим организациям.

В основу обозначенных критериев закладываются педагогически ценные качества игрушек, поскольку психолого-педагогическая экспертиза не поддается традиционной технической стандартизации.

К этим качествам относятся:

— полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;

— возможность применения игрушки в совместной деятельности;

— дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

— принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающих детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.

Учитывая вышеизложенное, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

— довести до сведения работников управления и специалистов дошкольных образовательных учреждений содержание данного письма, включив его для обсуждения в тематику августовских совещаний;

— проанализировать ассортимент и возрастную направленность рынка игрушек в регионе;

— организовать подбор и подготовку специалистов для проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек в регионе.

www.my-nevalyashki.ru

Электронная библиотека МГППУ : Экспертиза игрушки

Игрушка для ребенка — это маленький друг. Когда ребенок идет в детский сад, он берет своего друга с собой, чтобы было не так страшно находиться в группе, чтобы было не так грустно расставаться с мамой. Он кладет его с собой в кровать, когда засыпает. Кроме образной игрушки ребенка окружают и множество других: составные игрушки, транспорт, посуда, роботы и другие.

Как же родителям сориентироваться в огромном выборе, которые предлагают детские магазины? Е.О. Смирнова в статье "Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек" выделяет следующие параметры, на которые нужно ориентироваться, покупая игрушки.

Привлекательность игрушки для ребенка. Привлекательность игрушки содержит несколько параметров. Это, прежде всего, сенсорная привлекательность игрушки, внешняя её сторона, т.е. красочность, звучание, форма, выразительность образа. Во-вторых, это понятность и осмысленность игрового действия. В-третьих, это рейтинг в детской субкультуре. Детей привлекают те игрушки, которые популярны среди других детей, их привлекают персонажи популярных мультфильмов и фильмов.

Хорошая игрушка должна подсказывать, что с ней делать, т.е. содержать ориентиры. С одной стороны, игрушка должна задавать определенные способы действия с ней, но, с другой стороны, давать простор для манипуляций. Плохой игрушкой считается такая, которая дает очень ограниченный набор действий. «Сложные и завершенные игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к стереотипным манипуляциям. Более простой и менее определенный игровой материал допускает широкий спектр игровых действий. Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важное требование для развивающей игрушки» [1]. То есть важно соблюдать баланс между ориентирами, «направляющих деятельность ребенка» и ориентирами, «определяющих открытость игрушки для его собственной активности». Соотношение ориентиров зависит от возраста ребенка.

Действия с игрушкой тесно связаны с ее техническими характеристиками. Игрушка должна быть прочной, не ломаться при манипуляциях с ней.

Выбор хорошей игрушки связан и с пониманием ведущей деятельности ребенка. Хорошая игрушка способствует формированию необходимых для каждого возраста новообразований. Рассмотрим игрушки, наиболее подходящие для каждого конкретного возрастного периода.

В первом полугодии ведущей деятельностью является непосредственное эмоционально-личностное общение со взрослым. Для взрослого и ребенка не требуется опосредованный предмет. Однако замечено, что наиболее привлекательной игрушкой в этом возрасте является кукла: дети могут длительное время рассматривать ее лицо, наверное, потому, что она похожа на близкого взрослого.

Начиная с третьего месяца жизни складываются предпосылки к манипулятивной деятельности, начинает формироваться акт хватания, координируется отношение между рукой и глазом. В этом плане развивающую функцию выполняют погремушки, «стимулирующие зрительное и слуховое сосредоточение и целенаправленное схватывание» [1].

Начиная с шести месяцев манипулятивная деятельность становится ведущей, поэтому развивающий эффект дают игрушки, которые можно перемещать, вращать, открывать, прятать. «В процессе подобных манипуляций развиваются сенсорная и моторная сферы ребенка, совершенствуется восприятие, закладывается познавательная активность» [1].

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, ребенок осваивает культурное использование предметов. Поэтому развивающими являются те игрушки, которые способствуют овладению предметами. К таким игрушкам относятся составные игрушки, например, пирамидки, вкладыши, матрешки коробки.

В дошкольном возрасте формируется сюжетно-ролевая игра, главная характеристика которой заключается в наличии двух ситуаций: реальной и воображаемой. Игрушки в этом возрасте должны помочь ребенку отойти от реальной ситуации, принять на себя образ. Это, прежде всего, образные игрушки, например, куклы, а также домашняя утварь, одежда, мебель, но они играют уже второстепенную роль.

Отдельно хочется сказать о том, какой должна быть кукла. Согласно Е.О. Смирновой, хорошая кукла должна быть привлекательной и похожей на ребенка, то есть кукла не должна быть женщиной или девушкой, а быть именно ребенком. У нее должно быть приятное лицо. Руки и ноги должны хорошо двигаться. А если куклу посадить, то она должна хорошо сидеть и не заваливаться ни набок, ни вперед. А еще кукла должна молчать. Другими словами, кукла, которая говорит, очень ограничивает действия ребенка с ней. Если кукла молчит, то ребенок наделяет ее теми чертами характера и переживаниями, которыми он хочет ее наделить, а не которые заданы извне.

От себя хочется добавить, что, возможно, поэтому в древности куклы делали без лица, возможно, как раз для того, чтобы ребенок смог вообразить его, наделить куклу абсолютно любыми качествами, перенести на куклу свои переживания и выразить их через нее.

Сюжетно-ролевая игра не единственная деятельность дошкольников. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети играют в игры по правилам. Игрушки, необходимые для таких игр, должны иметь четкие ориентиры для действий.

Таким образом, оценивая игрушку нужно уделить внимание ее привлекательности, полноте и адекватности ориентиров, техническим характеристикам, а также нужно соотнести игрушку с ведущей деятельностью каждого возраста. Выбор хорошей игрушки — это залог благополучного личностного и эмоционального развития ребенка.

Литература

1. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. — 2008. — №1. — С. 16—25.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

psychlib.ru

Психолого-педагогическая экспертиза предметно-игровой среды — реферат

1. Психолого-педагогическая экспертиза предметно-игровой среды

Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно-методического сопровождения игровой продукции.

Несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения лишь в конце 19 – начале 20 века. Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка.

Хотя необходимость психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей возникла давно, до последнего времени полнее, подробнее были оформлены принципы и критерии оценки игрушек по санитарно-гигиеническому свойству. Это Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН», Приказ №325 от 15.08.2001 «О Санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции», «Гигиенические требования к условиям обучения в дошкольных учреждениях» и другие нормативно-правовые документы, имеющие санитарно-гигиеническую, медицинскую направленность.

В течение последних лет были предприняты попытки создания единой комплексной системы по оценке психолого-педагогической безопасности игровых пособий. Рассмотрим следующие материалы.

1. В Федеральном законе «Об образовании» указывается: «образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» В главе I пункте 1 указывалось: «настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных учреждений всех видов». В пункте 5: «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей».

3. В «Концепции дошкольного воспитания» 1989 года, созданной группой авторов (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина) указывалось что «исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее, полно реализовать себя и становится основной формой организации детской жизни». Необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является «организация предметной среды в детском саду. Она должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка».

4. В книге «Педагогические требования к игрушкам» (С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая) осуществлялся развивающий подход к подбору игрушек. Давались рекомендации по создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях. Отмечалась необходимость учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка при проектировании предметно-развивающей среды детского учреждения. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности.

5. В пособии для воспитателей и заведующих «Материалы и оборудование для детского сада» (под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой), рассматриваются психолого-педагогические основания подбора материалов и оборудования для детских садов; предлагаются примерные перечни материалов и оборудования по основным видам деятельности дошкольников для всех возрастных групп (от 2 до 7 лет). Наряду с традиционными признаками вводится классификация по направленности и результату развивающего действия игрушки. Такой классификатор соотносится с 4-ым основным критерием психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек: «Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие)».

6. В пособии «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» (принципы, построение, советы, рекомендации, составитель Н.В. Нищева) предлагается при построении развивающей среды учитывать личностные характеристики  ребенка, психического развития дошкольников, показатели здоровья, психофизического  и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально- потребностной сферы.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников.

7. В 2000 г. группа сотрудников ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (руководитель В.М. Григорьев) разработала «Методические рекомендации по организации психолого-педагогической экспертизы детской игрушки». Исходная идея: в современных условиях обеспечить защиту от недоброкачественной игрушки возможно лишь сочетанием государственной экспертизы с индивидуальной системой приемов оценки и выбора игрушек самим пользователем лично. Для этого разработаны два варианта критериев оценки. Комплекс из 20 критериев разбит на 3 группы: чем интересна (привлекательна), чем полезна (вредна), за счет чего доступна (недоступна) игрушка для пользователя конкретной категории (возраст, пол, уровень образования, обеспеченности и т.д.).

Проблемой организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в течение ряда лет занимаются специалисты Московского городского психолого-педагогического университета. При МГППУ создан Центр игры и игрушки, в котором уже сейчас проводится подобная экспертиза. Созданный в 2006 году «Центр игры и игрушки» проводит свою, независимую экспертизу игрушек. Специалистами «Центра игры и игрушки»  разработаны психолого-педагогические основания и критерии для оценки игрушек.

Вопросу необходимости, критериям оценки игрушки посвящена статья «Концепция психолого-педагогической экспертизы» в журнале Психологическая наука и образование (№3/2008) Смирновой Е.О., Салминой Н.Г., Тихановой И.Г. В статье авторами представлена научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. На основании культурно-исторического и деятельностного подхода выделяются основные требования к игрушкам как к средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры – от младенческого возраста до 7 лет, и требования к игровым материалам для каждого этапа.

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка.

Теме психолого-педагогической экспертизы, критериям оценки игрушки посвящена также статья Е.О. Смирновой «Игрушки: как оценить их качество» в журнале «Дошкольное воспитание» (2005 №4). В статье обращалось внимание на требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки.

  • Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.
  • Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитанников.
  • Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые  требования.
  • Регулировать проведение психолого-педагогической экспертизы должны специальные органы. Одним из таких органов является Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации (ФЭС).
  • В 2002 году была создана секция «Игрушки» при Федеральном экспертном совете Министерства Образования (ФЭС), занимавшегося прежде только экспертизой учебников. Были разработаны рекомендации по проведению психолого-педагогической экспертизы:
  • 1. Социальная и психологическая безопасность игрушки:
  • 1.1. не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
  • 1.2. в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
  • 1.3. не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.
  • 1.4. не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
  • 2. Возрастная адрессованность.
  • 3. Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.
  • 4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).
  • 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
  • 6. Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
  • 7. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
  • 8. Прочность и долговечность игрушки.
  • 9. Использование экологически чистых материалов.
  • 10. Качество описания игрушки.
  • 11. Качество упаковки игрушки.
  • Вопрос о необходимости психолого-педагогической экспертизы игрушек рассматривается в книге В.В.Абраменковой «Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба?». В книге доктор психологических наук     Психологического института Российской Академии образования  подробно рассказывает об играх и игрушках, об Экранной зависимости наших детей (компьютер, телевизор, видео), и об их влиянии на психологическое здоровье подрастающего поколения. Предлагалось  оценить  влияние  игрушки на духовно-нравственное развитие ребенка. Вводился термин Антиигрушка.
  • В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (пункт 3 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
  • Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения не допускаются.
  • Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек:
  • Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе  нормам и духовно-нравственным ценностям.
  • Социальная и психологическая безопасность игрушки.
  • В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 
  • В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма,  в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
  • Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
  • Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
  • Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
  • Привлекательность игрушки для ребёнка.
  • Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное  развитие).
  • Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
  • Дополнительные критерии:
  • Возможность использования игрушки в коллективной игре.
  • Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
  • Прочность и долговечность игрушки.
  • Использование экологически чистых материалов.
  • Качество описания игрушки.
  • Качество упаковки игрушки.
  • 3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском саду
  • Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.
  • Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно-игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.
  • Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
  • Разработанные В.А. Петровским и его коллегами принципы построения развивающей среды в полной мере можно отнести и к организации предметно-игровой среды, но при этом дополнить их и на некоторых остановиться более подробно.
  • Рассматривая данный вопрос, С.Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.
  • Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
  • Принцип систематичности предполагает сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребенка.
  • В последнее время во многих ДОУ компонентами предметно-игровой среды стали игротеки, театральные студии, творческие мастерские и т. д., где собирается игровой материал по видам. Он достаточно разнообразен, эстетичен, имеется в необходимом количестве. И эти функциональные помещения, безусловно, радуют детей, но при этом предметно-игровая среда в групповой комнате обедняется и не может служить целям развития ребенка-дошкольника. Специально выделенные помещения дети посещают по расписанию, что ограничивает их свободу выбора в реализации своих игровых замыслов. При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноценность оснащения функциональных и групповых помещений, помнить о том, что игра не должна быть дозированной, и потребность в ней необходимо максимально удовлетворять.
  • В действующих программных материалах большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. Авторами программы Детство развивающая предметная среда представлена как развивающая материальная среда, организация которой заключается в подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы и т. д.; в программе Радуга предметно-развивающая среда рассматривается как серьезная поддержка слову педагога в виде различных средств наглядности для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире и т.п.
  • Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. (Письмо Министерства образования РФ от 26.05.99 г. № 109/23-16 «О проведении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек «и Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 г. № 1917 «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»)
  • Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
  • - провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • - вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
  • - провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • - вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
  • Особую педагогическ<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight:

yaneuch.ru