+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Развитие речи: тема «Игрушки». Игры и речевые упражнения с детьми  3-4 лет. Детские игрушки для развития речи


Игрушки развивающие речь ребенка

  • Детская комната
    • Видео и радионяни
    • Детские кроватки, матрасы, мобили
    • Игровые домики, горки, манежи
    • Игрушки
    • Одежда для новорожденных
    • Шезлонги, качалки
  • Уход и развитие
    • Развитие
    • Товары. Уход и Развитие
    • Уход
  • Здоровье
    • Детские болезни
    • Лекарства и средства
    • Массаж, гимнастика и закаливание
    • Прививки
  • Купание
    • Купание. Открытые вопросы
    • Средства для купания
    • Товары для купания
  • Питание
    • Грудное вскармливание
    • Искусственное и смешанное питание
    • Товары и средства, прочее
  • Прогулки и перевозка
    • Коляски, автокресла, прочее
    • Путешествия, прогулки и походы

Поиск

  • Детская комната
    • ВсеВидео и радионяниДетские кроватки, матрасы, мобилиИгровые домики, горки, манежиИгрушкиОдежда для новорожденныхШезлонги, качалки

      Делаем настольные игры для детей своими руками

      Лучшие настольные игры для детей 6 7 лет

      Самые интересные подвижные игры для детей дома

      Виды настольных игр для детей: обучающие и веселые

  • Уход и развитие
    • ВсеРазвитиеТовары. Уход и РазвитиеУход

      Секреты того, как воспитать послушного ребенка

      Если ребенок кривляется

      Если ребенок ябеда

      Какую роль играют подвижные игры в развитии детей

  • Здоровье
    • ВсеДетские болезниЛекарства и средстваМассаж, гимнастика и закаливаниеПрививки

      Чем и как остановить икоту у новорожденного крохи?

      Основные симптомы сотрясения головного мозга у детей, диагностика

      Как происходит лечение сотрясения головного мозга у детей

      Как проявляется сотрясение мозга у ребенка до года

  • Купание

portalrebenka.com

игрушки. Речевые игры и упражнения.

Развитие речи: игрушки. Материалы для речевых их и занятий с детьми по теме «Игрушки».

В этой статье я продолжаю рассказывать о том, как можно развивать речь ребенка в игре и какие речевые занятия с детьми можно провести дома или в детском центре, в детском саду. Все игры об игрушках из этой статьи предназначены прежде всего детям 3-4 лет, но они будут интересны и  полезны как более младшим, так  и более старшим детям.

  • Не нужно стремиться провести за один раз как можно больше игр. Наоборот, игру надо заканчивать тогда, когда малыши еще заинтересованы и хотят ее продолжения.
  • Все игры веселые, озорные, интересные, и так и надо проводить их с малышами – не как серьезные уроки, а как интересный развивающий семейный досуг, с улыбкой, с задором, с юмором.

Желаю Вам радостного общения с малышами! Играйте  и получайте удовольствие!

Речевая игра с игрушками 1.  «Угадай, каких игрушек не стало»

Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.

Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.

У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).

Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью   или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок  пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.

Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например,  сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».

А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало  машин, мячей и т.д.»).

Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.

Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)

Речевая игра с игрушками 2.  «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в    повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.

Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Речевая игра с игрушками 3. Зайчата

Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.

Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать,  точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и  несовершенного  вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки,  хвостик и т.п.).

Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.

Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате  один нижний край выше другого, некрасиво торчит,  шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка.  Он еще не успел одеться, на нем только брючки.

Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.

«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?

Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро,  правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).

Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так —  Догоняйка.

Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).

Играем в загадки: часть 2.

Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики,  круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).

Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).

Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).

А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.

А как ласково назвать нос ? (носик).

Глаза — ? (глазки)

Лапы — ? (лапки)

Хвост? (хвостик)

Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.

Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.

«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и  маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»

А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).

Кто что делает: часть 3.

Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).

  • Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
  • Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
  • Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
  • Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
  • Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).

 

Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и  начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:

Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим  (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить  о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной?  Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Игра 5.  «Парные картинки»

Учимся употреблять существительные  во множественном числе.

Вам понадобятся  парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье  «Картинки: детские игрушки».

Делим картинки на две стопки:

  • В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
  • Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.

Первую  стопку картинок  берем себе  – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.

Ход игры:

Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.

Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».

Правила игры:

  • Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
  • Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
  • Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
  • Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.

Варианты игры:

  1. Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
  2. Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.

Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие? 

Желаю Вам веселых речевых игр, новых достижений в речи малышей и радости общения с ними! Если для Вас эта статья была полезной и интересной, буду благодарна за комментарии. И всегда рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Еще по теме «Игрушки»:

1. Картинки для речевых игр по теме «Игрушки» Вы можете бесплатно скачать в нашей Библиотеке игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми — в статье  Картинки для речевых игр с детьми по теме «Игрушки».

2. Стихи об игрушках: 56 стихов для детей раннего и дошкольного возраста для игр, занятий, тематических дней и недель, детских праздников —  «Стихи об игрушках»

Материалы для занятий и игр с детьми по развитию речи Вы также найдете в статьях:

Одежда в картинках, развивающих заданиях и речевых играх для детей. 

Посуда в картинках, развивающих  заданиях, стихах и речевых играх для детей.

Домашние птицы в речевых играх, заданиях и картинках для детей.

Зимующие птицы в сказках, речевых играх, картинках и заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Упражнения и занятия для развития речи у дошкольников

От того, как будет развита речь у ребенка дошкольного возраста, зависят его дальнейшие успехи в обучении и в дальнейшей жизни. Каждому возрасту соответствуют свои особенности речевого развития. Способность разговаривать не является врожденной. Если не развивать у детей речевые навыки, они будут плохо говорить и могут отставать от сверстников в умственном развитии.

Для чего нужно развивать речевые навыки с раннего возраста?

Малыши, если с ними не разговаривать и не заниматься с самого рождения, могут начать разговаривать очень поздно. Речевые навыки появляются у ребенка совместно с физическим и умственным развитием.

Важно понимать, что способность крохи издавать те или иные звуки не является гарантом развития речи.

Когда малыш плохо разговаривает, ему сложно общаться с окружающими, так как он не умеет связно выражать свои мысли и правильно произносить слова. Это травмирует маленького человечка, он становится раздражительным, проявляет агрессию, что непременно скажется на его дальнейшей жизни и способности к обучению в школе.

Основными целями развития речи у дошколят являются:

  • подготовка к школе;
  • расширение словарного запаса малыша;
  • прививание навыков грамотной речи;
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Если в определенном возрасте ребенок говорит не так, как его сверстники, значит, ему требуется помощь логопеда, который внесет определенные коррективы в речевое развитие малыша. В некоторых случаях может потребоваться даже помощь детского психолога.

Однако не стоит поддаваться панике, если речь вашей крохи отстает от сверстников. Есть множество способов привести все в норму.

Развивающие игры и игрушки для развития речи у детей

Чем лучше у малыша развита мелкая моторика, тем быстрее и лучше он научится говорить. Существует прямая связь между речью и развитием у ребенка ручек и пальчиков. Развитию моторики способствуют множество игрушек и развивающих игр.

Вот лишь несколько из них!

  1. Маленькие детки с удовольствием играют в пирамидки, с большим упорством нанизывая колечки на палочку. Когда малыш подрастет, он может нанизывать более мелкие предметы, к примеру, бусины или мелкие шарики.
  2. Хорошо развивает мелкую моторику лепка из пластилина, теста или глины. Кроха не только катает шарики или колбаски, но и разминает в руках материал для лепки, укрепляя тем самым свои пальцы.
  3. При развитии моторики у детей никак не обойтись без рисования. Умение правильно держать карандаш или ручку укрепляют пальчики и способствуют появлению у крохи красивого почерка в дальнейшем.

Не стоит думать, что достаточно завалить свое любимое чадо развивающими игрушками, и оно само научится говорить. С малышом нужно играть и обязательно разговаривать, часто повторяя одно и то же. Ребенок запоминает знакомые звуки и пытается их повторить.

Говорите с малышом, когда гуляете с ним, кормите, переодеваете или купаете. Рассказывайте ему обо всех своих действиях. Читайте крохе сказки, напевайте песенки. Когда ребенок берет в руки игрушку, опишите ее доступными словами. К примеру, курочка «говорит»- цып-цып, молоточек — тук-тук, колокольчик — динь-динь. Давайте игрушкам имена, которые легко выговорить. Кукла может быть Катей или Машей, а медвежонок — Мишей.

Вспомните, как родители качали вас на коленях: «По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам, бух в ямку!». Если играть в эту игру с малышом регулярно, то, когда вы сделаете паузу перед последним словом, он, заметив, что вы молчите, попытается сказать слово «бух» сам.

Каждому возрасту соответствуют свои игры и упражнения.

В 2-3 года кроха более активно рисует, конструирует и строит домики из конструктора. К четырем годам ребенок проявляет интерес к настольно-печатным играм, которые способствуют развитию логического мышления. Дети в этом возрасте в состоянии сложить картинку из достаточно большого количества пазлов, что способствует развитию мелкой моторики.

Мультфильмы для развития речи у детей дошкольного возраста

Умение говорить у маленького человечка развивается на основе понимания чужой речи. Казалось бы, включи ему мультик, он будет слушать, запоминать и повторять. Но не все так просто. Малыш запоминает и выговаривает те слова, смысл которых он понял. Помочь в этом ему могут лишь взрослые, терпеливо объясняя смысл того или иного слова.

Когда кроха смотрит мультфильм, то лишь слышит слова и звуки, смысл которых непонятен. То есть дети запоминают и воспроизводят отдельные слова из мультфильма, но не понимают их смысла.

Мультфильмы не всегда хорошо озвучены. Герои говорят очень быстро и малышу трудно уследить за произносимыми словами. Разговаривать с крохой нужно медленно, хорошо выговаривая каждое слово, чтобы малыш мог усвоить их смысл и выделить из потока речи знакомые звуки. Часто сменяющиеся на экране кадры отвлекают ребенка, он увлечен происходящим и не может при этом думать и анализировать увиденное и услышанное.

Если вы хотите использовать для развития речевых навыков мультфильмы, подберите для малыша наши старые добрые мультики. Они озвучены известными актерами, которые тщательно выговаривают каждое слово.

В сети можно найти множество тематических мультфильмов. Если кроха крутится с вами на кухне, поставьте мультфильм про посуду. В этот малыш не только будет знать такие названия, как тарелка, чашка или кастрюля, но и сможет их потрогать.

В интернете есть интересные тематические мультфильмы про животных, например, «Едем в зоопарк» или «Прыг-скок». Ненавязчиво и доступно научат ребенка внимательно слушать и правильно говорить обучающие серии мультфильмов на DVD, к примеру «Умный малыш» (от 0 до 4-х лет) или «Развивашки» (от 2-х до 10 лет).

Усаживая ребенка перед телевизором, не забудьте, что долгие просмотры могут испортить ему зрение.

Аудиозаписи для развития речи у дошколят

Можно вместо телевизора включать крохе аудиозаписи сказок или детских песенок. На просторах интернета можно найти записи для любого возраста. Это может быть «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», сказки Андерсена и любые другие.

Если вы читаете малышу сказки, можно самому начитать и записать те, которые его больше всего заинтересовали. Возможно, слушать сказку, озвученную маминым или папиным голосом, малышу понравится больше, чем профессиональная аудиозапись.

Упражнения для развития и закрепления речевых навыков

Речь у детей дошкольного возраста отличается тем, что недостатки в речевом развитии постепенно закрепляются и становятся хроническими. Победить эту проблему бывает сложно, а порой даже невозможно. Логопеды считают, что родители могут и должны вовремя исправлять речевые отклонения у малыша.

Для этого имеется целый комплекс игровых упражнений

  • Артикуляционные.
  • Дыхательные.
  • Упражнения, развивающие фонематический слух и слуховое внимание.
  • Пальчиковые игры.

Когда мы произносим слова, мы задействуем речевой аппарат, в который входят язык, губы и мягкое небо. Артикуляционные упражнения являются основой при развитии речи. В них входят растягивание рта в улыбке, складывание губ трубочкой, широкое открывание рта. При заметных дефектах речи специальные артикуляционные упражнения назначает логопед.

При дыхательных упражнениях кроха должна вдыхать воздух носиком, плавно выдыхая ртом, не надувая при этом щечки.

Несколько развлекательных игр помогут развить дыхательный аппарат

  1. Поставьте на столе два кубика или стаканчика, имитируя ворота. Положите рядом легкий шарик и попросите малыша подуть на него так, чтобы он закатился в ворота.
  2. Сделайте из бумаги или из скорлупок грецких орехов кораблики и запустите их в таз с водой. Попросите малыша подуть на них, чтобы игрушки начали двигаться.
  3. Разложите на столе несколько легких перышек, пусть ребенок сдует их на пол.
  4. Маленький, рыхлый кусочек ваты или небольшой воздушный шарик подбросьте вверх. Малыш должен подуть на них, чтобы они продержались в воздухе как можно дольше.

Не допускайте, чтобы от перенапряжения у малыша закружилась голова.

«Испорченный телефон»

Чтобы у маленького человечка развивалось слуховое внимание и фонематический слух, поиграйте с ним в испорченный телефон. Отойдите от него на 2-3 метра, затем шепотом, но очень четко попросите проделать какое-либо действие. Он должен выполнить задание.

«Жмурки»

Поиграйте с ребенком в жмурки с колокольчиком, или выдавая свое присутствие хлопком в ладоши. Лучше проводить такую игру на открытом пространстве, чтобы ребенок не натыкался на предметы мебели и не получал травмы.

«Закончи фразу»

Хорошо развивает память и речь игра «Закончи фразу». Прочитайте малышу известный стишок или сказку, не договаривая последнего слова или звука. Малыш должен научиться заканчивать фразу за вас.

«Игра в слова»

Дети в возрасте 4-6 лет охотно играют в слова. Вы называете слово, а его задача назвать какой-либо предмет на последнюю букву.

Пальчиковые игры не только развивают речь малыша (сорока, сорока, кашу варила и т. д.), но и укрепляют мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на развитии речи.

Если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, то с ним обязательно проводят занятия по развитию речи. Поинтересуйтесь, какие упражнения и игры нравятся вашему малышу, и закрепляйте дома достигнутые в детском саду успехи.

Чтобы речевое развитие ребенка не отставало от принятых норм, уделяйте малышу как можно больше времени. При этом постоянно разговаривайте с ним, учите стихи, читайте сказки, рассказывайте обо всех окружающих его предметах. Не ждите, когда кроха подрастет, ведь развивать речевые навыки нужно с самого рождения ребенка.

Поделитесь с друзьями:

baragozik.ru

Учебно-методический материал на тему: Игрушки для развития речи | скачать бесплатно

Игрушки для развития речи ребенка

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, он обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными. Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием для освоения ребенком новых навыков.

Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.

Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку.

Уважаемые родители! Этот список игрушек поможет вам сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки. Помните: многие игрушки взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.

  • Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки  разной частоты, музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).-Для развития фонематического слуха дети должны научиться различать  неречевые звуки.Просто поиграйте с малышом, попросите  ребенка отвернуться, и угадать «Что звучало?»
  • Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.-Такие игрушки познакомят вашего ребенка с материалом, из которого они изготовлены, будут способствовать развитию  кинестетических ощущений.
  • Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.)
  • Мыльные пузыри.(для развития речевого выдоха,силы, направленности воздушной струи)
  • Большие и маленькие мячи.
  • Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
  • Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.
  • Заводные игрушки.
  • Маленькие зеркала.
  • Детское лото, разрезные картинки.
  • "Цветовые фоны" (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).
  • Пластилин и формочки для создания фигурок.
  • Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.
  • "Центры активности": плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.
  • Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).
  • Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
  • Ящик с отверстиями разной формы   для опускания фигурок.(развитие мелкой моторики руки)
  • Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
  • Деревянные молотки и доски с прорезями
  • Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.
  • Машинки разборные типа "Лего" с небольшим количеством деталей.
  • Конструкторы.
  • Краски пальчиковые.
  • Куклы, кукольная мебель, посуда, детские коляски
  • Набор формочек для игры с водой и песком.
  • Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.
  • Игрушечный телефон
  • Матрешки.

Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и родители. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п.

С помощью этой игры как родитель, так и педагог пытается научить малыша следить взглядом за движущимся объектом,  координировать движения руки и глаз, закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. Положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом,  С помощью такой простой игры  мы  учим малыша сопоставлять действие и его результат, закрепляем предлоги, развиваем речь.Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений.

               Маленький ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в будущем, когда он начнет общаться с другими детьми.С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова. Все дети - хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом, они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.

 

nsportal.ru

Игрушки для развития речи ребенка

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, кроха обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными. Однако если игрушки слишком сложные, они могут стать непреодолимым препятствием для освоения ребенком новых навыков.

Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту малыша, уровню его развития. Известно, что детям легче учиться на знакомых игрушках и игровых материалах. Почему? Просто с ними ребенок всегда пытается сделать что-то новое, более трудное.

Родители, предлагая малышу игрушки, часто не подозревают, какие функции они могут выполнять, и насколько они важны для его развития. Удивительно, но мамы и папы интуитивно и почти всегда верно выбирают игрушки, которые нужны ребенку.

Многие специалисты (логопеды, психологи, двигательные терапевты), которые занимаются с детьми раннего возраста, используют в своей работе различные игрушки. Этот список игрушек поможет вам сориентироваться в том многообразии игровых пособий, которые продаются в детских магазинах. Большинство подобных игрушек есть и у вас дома. Не советуем сразу бежать в магазин и закупать недостающие игрушки: многие из них взаимозаменяемы. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.

Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки разной частоты.

Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.

Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.).

Мыльные пузыри.

Большие и маленькие мячи.

Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).

Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.

Заводные игрушки.

Маленькие зеркала.

Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).

Детское лото, разрезные картинки.

«Цветовые фоны» (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).

Пластилин и формочки для создания фигурок.

Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.

«Центры активности»: плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.

Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).

Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.

Ящик с отверстиями разной формы для опускания фигурок.

Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).

Деревянные молотки и доски с прорезями

Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.

Машинки разборные типа «Лего» с небольшим количеством деталей.

Конструкторы.

Краски пальчиковые.

Куклы, кукольная мебель, посуда.

Набор формочек для игры с водой и песком.

Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.

Игрушечный телефон.

Прозрачные пластиковые банки с крышками.

Лабиринт и труба для лазания.

Кукольные коляски.

Матрешки.

Набор «медицинских» игрушек.

«Страшные звери»: динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.

Погремушки в форме булавы и гантели, которые удобно держать в руке, в том числе мягкие.

Контрастные черно-белые игрушки, издающие различные звуки: погремушки, барабаны, пищалки, свистки.

Игрушки с черно-белыми полосами в виде периодических решеток различной частоты.

Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники).

Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки.

Итак, игрушка может послужить для достижения различных целей. Например, машинку используют и логопед, и педагог, и психолог, и физический терапевт. Как можно играть с машинкой? Катать по полу или с горки, которую легко соорудить из картонки, диванной подушки и т.п.

С помощью этой игры педагог пытается научить малыша следить взглядом за движущимся объектом, а физический терапевт — координировать движения руки и глаз. Закатить под арку, построенную из больших кубиков, или под большой (маленький) стул, затем доставать ее оттуда. С помощью такой простой игры психолог учит малыша сопоставлять действие и его результат.

Положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами: ребенок начинает играть в игры с определенным замыслом, помогает ему в этом педагог.

«Попасть в аварию», столкнув машинку с кубиками произнести «Бах, упала!» (игра очень нравится детям, они начинают повторять ее много раз). В такую игру играет с малышом логопед, чтобы вызвать у него непроизвольные лепетные звукоподражания (бах, о-па и др.).

Подобные игры развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Ребенок учится произносить звуки и слова, ждать, выполнять инструкции, играть по очереди, что будет очень важно в будущем, когда он начнет общаться с другими детьми.

С одной только машинкой вы можете придумать еще много самых разных игр, и все они будут способствовать развитию малыша. Обязательно озвучивайте все действия с игрушками. Ваши комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Не забывайте делать паузы, чтобы малыш тоже мог произносить звуки и слова.

Все дети — хорошие имитаторы. Малыши повторяют за взрослыми действия, звуки и слова, таким образом они осваивают новые навыки и учатся говорить. Поэтому хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения. Когда малыш ощущает себя успешным, он стремится научиться чему-нибудь новому, а значит, развивается.

Источник: Жукова О.С., Балабанова В.П. «Малыш учится говорить. От рождения до трех лет».

xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai

ТОП 9 настольных игр для развития речи у детей и подростков купить можно тут

Родители очень ждут первого слова, потом второго, потом стишки и песенки от своего ребенка, а потом грамотную речь взрослого человека. Как помочь ребенку научиться говорить грамотно и образно? Мы начинаем разговаривать с малышом еще до его рождения. Когда он появляется, мы поем ему песенки, показываем и называем предметы, людей и животных, рассказываем сказки и стишки — это первые уроки речи от родителей детям. Потом начинается следующий этап, и мы уже вместе поем, читаем, рассказываем, сочиняем. А если ребенок не любит учить стихи? А если все испробовано и уже надоело? Опытные родители и педагоги рекомендуют настольные игры, проверенные временем и поколениями детей.

Игры для развития речи детей 5-6 лет

Как расследовать запутанное происшествие? «Данетки Юный детектив» научат ребенка задавать вопросы и анализировать ответы, а еще строить логические цепочки и размышлять. Дети с азартом и увлечением будут распутывать случаи, обсуждать и делать предположения.

Игры, развивающие речь для 7-10 лет

Отличный вариант игры для развития речи — «Элиас для всей семьи». Здесь игроку предстоит объяснить своей команде слово-задание и сделать это надо быстро, кратко и максимально доходчиво. Игра замечательно учит ясно излагать свои мысли и понимать друг друга. А еще это много позитива и приятного общения! Для пополнения словарного запаса пригодятся такие игры, как «Эрудит» и «Скрабл». Каждый игрок получает на руки определенное число фишек с буквами, из которых все по очереди добавляют слова в общий кроссворд. Чем больше использовано букв, тем больше очков получит игрок. «Есть контакт!» — еще одна игра, развивающая речь ребенка. Все за столом получают по слову-заданию, и каждый знает, что есть за столом еще один человек с точно таким же словом. Задача игрока — установить контакт со своим товарищем и не выдать его другим. Для этого каждый произносит подсказку — одно слово, и оно должно быть понятным вашему секретному товарищу, но в то же время туманным для всех остальных. Так что вам предстоит улавливать чужие ассоциации, а это очень увлекательно. Кроме того, за игровым столом могут оказаться вредители, которые будут блефовать и стараться запутать всех вокруг.

Игры на развитие речи от 12 лет

Подросткам уже можно предложить игры на связанную речь с психологическим сюжетом. Такую, как «Мафия». Здесь каждый получает свою тайную роль и разыгрывает её, стараясь достигнуть своих тайных целей и, конечно, остаться в живых. Так что игрокам предстоит тут разыграть много острых диалогов, от которых будет зависеть, ни много ни мало, а жизнь персонажа. С такой ставкой многие открывают в себе ораторские способности и удивительный дар убеждения. Вариант известной игры, для тех кто давно не в детском саду, «Элиас вечеринка». Задания и правила сложнее, а процесс увлекательнее. Так что приготовьте огнетушители — будет жарко! Для развития речи подойдут и такие игры, как «Экивоки» и «Активити». Здесь игрокам предстоит объяснять свои товарищам слова-задания разными способами: рисунками, жестами, песнями, мини-скульптурами и, конечно, словами. Эти игры, как «Элиас» и «Мафия», отлично подойдут для вечеринок и посиделок с друзьями — в общем, то что надо для подростка.

Ещё полезные советы

Игры для детей в 4 годаИгры для детей 5 летИгры для детей в 6 летИгры для детей в 7 летИгры для детей в 8 летИгры для детей в 9 летИгры для детей в 10 летИгры для детей в 11 летИгры для детей в 12 летРазвивающие игры для детей по математикеОбучающие игры для детей по английскому языкуОбучающие алфавиту игрыИгры обучающие читать8 лучших настольных игр на внимание для детейТОП 6 настольных игр для развития внимания и памяти у детей4 лучшие настольные игры для развития моторики у дошкольников6 лучших игр на развитие реакции у детейТОП 10 настольных игр на логику и мышление для детей12 лучших игр для развития мышления у дошкольников и школьниковТОП 7 настольных игр на общение для детей5 лучших настольных игр для развития памяти у детей

www.mosigra.ru

«Использование игрушек и игр для речевого развития ребенка в семье». Рекомендации логопеда

     Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят всё ещё не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры рук обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.Например: Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.Этот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик гриб помыл,Этот пальчик гриб сварил,Этот пальчик все съел,От того и растолстел.Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребенок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек – развивают мелкую моторику,помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребенка воображение, вырабатывают усидчивость.

 

Речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Сейчас в магазинах продаются книги с артикуляционной гимнастикой в картинках, что поможет вам и вашему ребенку поиграть с язычком и губами, в игровой форме развивать артикуляционную моторику. Вот, например такая сказка:

 «Ленивый котенок»

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек.(«Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик подчинил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор.(Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д—д-д-д!).

Звучащие игрушки – погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты, развивают слуховое внимание ребенка, заставляют его прислушиваться к звукам. Например: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что я делаю?»

Детское лото и другие настольно-печатные игры (закрывая картинки на листе маленькими карточками) можно использовать несколькими способами:

  • проговаривание названий картинок четко и внятно,
  • отрабатывать окончания Родительного падежа (был мяч – нет мяча),
  • когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите,
  • назови 2-3 действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится;
  • назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.

Пластилин и паста для лепки – развивают моторику, цветовое восприятие, воображение. Учите ребенка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшки и колечки, размазывание пластилина по основе и вдавливание в него гороха, фасоли, макарон, бусин различных фигур и предметов.

Кубики — развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки) – развивают мелкую моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки. Используются для проигрывания знакомых сказок.

Игрушечный телефон – разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуютразвитию активной устной речи детей.

Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязанные, металлические и т.д.) обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами – названиями предметов и их частей, признаков. Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» («Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» — Зайчик), «Назовите части целого» (кот – туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

Существуют игрушки для выработки воздушной струи, её силы и направления: дудочки, свистульки, султанчики, вертушки, мыльные пузыри, а самое простое и наиболее эффективное – это надувание воздушных шаров. А так же игровые приемы:

а) сдуть ватку с кончика носа;б) дуть через трубочку в стакан с водой;в) дуть на бумажный кораблик в тазике с водой; г) сдуть осенний листочек с ладошки и т.д.

Игры и игрушки способствуют развитию речи вашего ребенка, важно знать, как в них играть, и для какого возраста они предназначены. Играйте вместе с детьми, так как игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и именно через игру ваш ребенок познает мир и развивается.

Автор-составитель: Черниговская Людмила Михайловна

учитель-логопед МДОБУ детский сад №2

п. Чунский, Иркутская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

(картинки взяты из интернета)

 

planetadetstva.net