+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка. Детская народная игрушка рязанской области


Сапожковская игрушка. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Александро-Прасковьинка

Село с таким названием расположено в Рязанском крае, в Сапожковском районе. В народе его называют просто — Глинки. Во-первых, наверно не охота произносить столь долгое название, а во-вторых, там действительно исстари залегают замечательные, по своим свойствам, для гончарства глины.

«Бабы» и «Мужики», сапожковские Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В этой глине совсем нет песчинок, что очень ценно для гончарного дела. Вот абашевские мастера, например, лепку начинают с вынимания камушков и песчинок.

В селе, не одно столетие, почти всё население, в каждом доме, занималось гончарством. Археологи находят фигурки и игрушки, при раскопках древних поселений этого края, очень похожие на те, что мы видим сегодня. 

Всадник, свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Только вот сейчас мастеров почти не осталось. Гончарное дело в Глинках сошло «на нет» и остались лишь смешные игрушки, которые умеет лепить по традиции лишь несколько стариков, да любители, успевшие перенять у них мастерство.

Особенности игрушки из Глинок

Сапожковская игрушка может быть покрыта зелёной поливой, а может быть без глазури, с раскраской. 

Цветовая гамма не велика. Преобладают коричнево-оранжевый, синий, зеленоватый цвета. Краску наносят прямо на глину, без фона.

«Баба-оберег», Александро-Прасковьинка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Всё выглядит очень просто и незамысловато: полосочки, зигзагообразные линии складываются в простой орнамент. Иногда наносятся точки, прямо по глине палочкой. Чаще всего в виде бус у женских фигур.

Лошадка-свистулька Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Бабы почти не отличаются от мужиков. Такое же колоколообразное тело и вытянутая голова. Только у мужика — как правило, гармошка в руках. А вот у баб в руках или близнецы, что хороший символ удвоения достатка, или, на сложенные впереди руки, опирается большая грудь, это — «Баба-оберег», «Мать-кормилица».

Много свистулек, которые здесь называют «улютки». Они в виде привычных домашних животных — собачек, лошадок, кисок, птичек. 

Улютка Баба. Сапожковская игрушка. Другие города, CC BY-SA 3.0

У всех фигурок схематично нанесены палочкой-тычком глазки, бровки, носик, ротик. Нос — вертикальная чёрточка, рот — горизонтальная. Есть ощущение, что мастер мало заботится об аккуратности, но всё получается очень выразительно, самобытно, у каждой фигурки есть свой характер.

Свистулька-улютка, сапожковская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Наследие

Александро-Просковьинская, сапожковская глиняная игрушка хранится во многих музеях России и за рубежом. Она представляет большой искусствоведческий, исторический, археологический интерес. 

В том числе, она интересна тем, что не изменила своему образу за несколько сотен лет, существования гочарного промысла в Сапожковском районе.

ru.russianarts.online

Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

муниципальное образование — городской округ г.Касимов

Конспект урока

по изобразительному искусству

«Народная игрушка Рязанского края.

Вырковская игрушка»

4 класс

Учитель изобразительного искусства

Вьюгина Наталья Юрьевна

391300, г.Касимов,

Рязанская область,

ул. 50 лет ВЛКСМ, д.26б,

МБОУ «СОШ №4»

г.Касимов

2013-2014 уч.г.

Тема урока: «Народная игрушка Рязанского края.

Вырковская игрушка»

4 класс

Цель урока: приобщение школьников к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Рязанского края; формирование художественно-практических умений и навыков; развитие чувства композиции, творческих способностей учащихся.

Задачи урока: знакомство школьников с вырковской глиняной игрушкой; составление эскиза игрушки по мотивам вырковской игрушки; развитие навыков декорирования заданной формы.

Вид занятия: декоративное рисование.

Оборудование:

для учителя – компьютер, проектор, экран, презентация «Вырковкая игрушка», образцы вырковских игрушек; репродукции образцов декоративно-прикладного искусства; наглядные пособия в виде таблиц-рисунков:

а) изображение этапов работы над рисунком;

б) образцы ученических работ на данную тему;

в) образцы игрушек — вырковские игрушки мастера В.П.Есина.

Для учеников - альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, гуашевые белила, кисти, емкость с водой, баночка для воды.

Планируемые результаты:

1. Предметные умения:

выполнить рисунок

2. Метапредметные:

3. Регулятивные: учиться понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.4. Познавательные: уметь планировать деятельность на уроке под руководством учителя, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебного задания.5. Коммуникативные: формировать умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

6. Личностные: умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций при работе в классе.

Метапредметные связи:

­ окружающий мир (знание традиций разных народов).

­ Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока1. Самоопределения к деятельностиЦель: Включение в учебную деятельность.Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами на уроке будем изучать игрушки, а вот какие? Это вам предстоит угадать.

2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Учитель: Очень часто за событиямиИ за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.Хоть и более привычныНам полеты на Луну,Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.

Давным-давно, за дремучими лесами, недалеко от озера Сынтул, в 20 км от торгового центра – г.Касимова, в знаменитых Муромских лесах, на окраине древней земли Мещерской, расположилась большая деревня Вырково. Как вы думаете, чем знаменито Вырково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей).

Чем знаменито Вырково? -Игрушкою своей.

3. Постановка учебной задачиЦель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Учитель: Ребята, чего бы вы сами хотели добиться на уроке?Первое – это познакомиться с вырковской игрушкой. Научиться рисовать или лепить такую игрушку. Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока. 4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.Учитель: Знакомство с вырковской игрушкой я хочу начать с отрывка стихотворения нашего с вами земляка — поэта Евгения Маркина.

На касимовском базаре,

Где не считаны рубли,

Где козырными тузами

Проплывают куркули,

Где завал гармоний тульских,

Патефонов и гитар,

Продает свои свистульки

Предприимчивый гончар.

Гей, прижимистые бабы!

Не скупись на пятаки!

Ребятишкам для забавы

Обливные петухи!

Лишь подуй — и так зальются,

Только уши затыкай!

По дешевке продаются,

Хошь — не хошь, а покупай!

Мой сынишка выбирает,

Хоть у всех один фасон -

Разрисованные смачно,

Все горласты хоть куда!...

Выбегает ученик, одетый в русскую народную рубаху и свистит в игрушку-свистульку.

Показ презентации (показ и обсуждение слайдов). Обсуждение сопровождается вопросами учителя, которые направляют детей к получению новых знаний.

Сегодня наш разговор пойдет об игрушке нашего края — вырковской игрушке.

К сожалению, вырковские игрушки можно увидеть только в музеях.

В 20 км от нашего города Касимова в близи села Сынтул есть небольшая деревенька под названием Вырково. Более 200 лет жили в Выркове гончары. И было их не двое, не трое, вся деревня лепила горшки и кувшины, делала квасники и свистульки. В 30-е годы 20 века 350 мастеров кормились нелегким промыслом. Завет беречь фамильное ремесло передавался от отца к сыну. Глина для работы нужна была не простая — гончарная, которую из стари народ звал «скуделью» (слово на доске) — отсюда и гончара звали скудельником. А само слово «глина» буквально означало - «скользкая». Эту особую глину добывали в двух километрах от деревни в местечке названном в народе Курицино. В Выркове мастерами становились исключительно мужчины. Женщин держали на подхвате, доверяя им самую простую работу. Каждая мать в деревне обязательно лепила для своих детей глиняные игрушки. Мальчишек начинали учить гончарному делу лет с 11. Дети лепили в основном игрушки — свистульки в виде коньков, петушков, медведей. На рынке всегда свистульки продавали. Продавцы специально зазывали покупателей задорными стишками:

Наша хата

Утехами богата –

Расчески-гребешки,

Свистульки-петушки.

Выходит ученик с игрушками-свистульками и свистит...

Купи-ка, мамаша, папаша,

Деточка-то ваша,

С этой игрушкой пусть

Он поиграет, повеселится,

Потешится, порезвиться.

Свист.

Цена игрушек была очень низкая. За горшок мастер брал столько зерна, сколько в него войдет, а за свистульку — одно куриное яйцо.

Особой выдумкой отличались игрушки взрослых ребят. Один слепил лошадь впряженную в глиняный возок. А пятнадцатилетний житель Выркова Василий Кулешов лепил интересные и сложные игрушки – вертящуюся карусель. Все части разбирались, и её можно было перевозить без опасения разбить». Фантазия старых вырковских мастеров была неуёмна. Среди работ вырковских умельцев есть, например, конь с четырьмя головами, помещенными попарно на обоих концах туловища. Не отсюда ли К.И.Чуковский почерпнул образ своего «Тяни-Толкая»? (Показ рисунка).

Лепили игрушку по-разному, то собирали фигурку по частям из отдельных комочков ( конструктивный способ), то лепили из целого куска (пластический способ), а чаще комбинировали форму – составляли и долепливали, помогая палочкой которой обрабатывали выступающие части: гребни птиц, кокошники. Глаза, рот, нос вырисовывали той же палочкой по сырой глине. Мастерили и пустотелые игрушки-свистульки, а иногда вставляли камушки и глиняные шарики. После лепки игрушку просушивали, закаливали или запекали в печи (700-800).

В Выркове игрушки никогда не расписывали, а покрывали зеленой поливой. Перед обжигом в горнах их сушили на сковородах в печах. Глиняные игрушки называли «сопелками», «гудухами», «улютками».

С этими игрушками не расставалась деревенская ребятня, упоительно насвистывая с утра до вечера.

Такие игрушки теперь можно увидеть только в музее — в Касимовском краеведческом, в Загорском музее игрушек и даже в Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть игрушки вырковских мастеров.

Давайте посмотрим игрушки вырковских мастеров.

Дыханьем мастера согрета,

Многоголоса, как весна

И разноцветна, точно лето.

Кричит «Сова», «Медведь» ревёт,

И «Лось» трубит, как на опушке.

Душа народная живёт

В вырковской игрушке.

Просмотр презентации «Вырковская игрушка»

5. Первичное закрепление во внешней речи.Цель: Усвоение нового способа действий.

Физкультминутка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Рефлексия деятельности.Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний. Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились. Выберете тех, чьи работы получились самыми интересными.Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен, кто не закончил свои работы, мы с вами их закончим на следующем уроке. На этом наш урок закончен.

Учитель: Понравились вам фотографии? Сейчас в деревне Вырково не осталось мастеров-гончаров. (показ фотографии).

- Предлагаю вам, ребята, нарисовать эскиз глиняной игрушки по мотивам вырковской (если есть возможность, можно лепить игрушку).

Работа с методической таблицей (поэтапное выполнение работы эскиза), показ детских рисунков из методического фонда.

Прошу учащихся подойти к выполнению работы творчески, разнообразить тематику игрушек.

В ходе урока провожу фронтально-индивидуальную работу с учащимися. Лучшие работы отмечаю, хвалю.

Подведение итогов урока. Выставка и анализ работ учащихся.

Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

  1. Где возник промысел вырковской игрушки?

  2. Почему игрушка называется вырковской?

  3. Особенности вырковской игрушки?

  4. Как ласково вырковцы называли свои цвета?

  5. Какие символы встречаются в вырковской игрушке?

Думаю, что наше знакомство с вырковскими игрушками оставит в вашей душе добрый след.

Дыханьем мастера согрета,

Многоголоса, как весна И разноцветна, точно лето. Кричит «Сова», «Медведь» ревёт, И «Лось» трубит, как на опушке. Душа народная живёт В вырковской игрушке.

Ребята спасибо за урок, до свидания.

Литература к уроку:

  1. Паньков В. «Иду Мещерой»

  2. Русское народное искусство. Издательство Министерства РСФСР. Ленинград. 1959.

  3. Основы художественного ремесла. «Просвещение».1979.

  4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Альбом. Л.1975.

  5. Розова Л.К. Дымковская игрушка. М.1972.

  6. Отрывок из стихотворения поэта Е.Маркина «Свистульки». 1968.

  7. Материалы поисковой экспедиции в деревню Вырково Касимовского района с учащимися 7 класса. 1999.

  8. Блинов Г. Вырковские свистульки. «Мещерская новь». 01.11.1986.

Приложение 1.

Приложение 2.

На касимовском базаре,

Где не считаны рубли,

Где козырными тузами

Проплывают куркули,

Где завал гармоний тульских,

Патефонов и гитар,

Продает свои свистульки

Предприимчивый гончар.

Приложение 3.

Методическая таблица поэтапного рисования игрушки-свистульки.

Приложение 4.

Работы учащихся

Приложение 5.

Урок изобразительного искусства «Народная игрушка Рязанского края. Вырковская игрушка»

4А класс. Май 2013 год.

kopilkaurokov.ru

Глиняная игрушка XIX - XX вв.

Дымковская игрушка

В музее-заповеднике собрана большая коллекция народной глиняной игрушки: дымковской, каргопольской, городецкой, жбанниковской, филимоновской, орловской и скопинской. Можно считать, что это одна из лучших коллекций в России. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. Многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Игрушками их называли и называют поныне условно, по традиции.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки - кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, - таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и боле позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

  В указателе Вятского кустарного отдела мы впервые встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чье творчество стало широко известно. Самые ранние игрушки Мезриной, известные по музейным собраниям – дамы, барыни под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, няня с детьми, водоноска. Их отличают тонкослойность глины, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в сочетаниях цвета раскраска. Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам Деньшина, конец 1910-х – 1930-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной. В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. Яркая страница истории дымковской игрушки 1930 – 1940-х годов связана с творчеством Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Обе они потомственные мастерицы, но каждая обладала своим творческим почерком. Для ранних работ 1930-х годов характерна раскраска с преобладанием темных тонов – темно-зеленой, черной, коричневой, с редким добавлением фуксина и желтого. Фигурки приземисты и коротконоги - это характерная особенность многих работ Пенкиной. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов.   Игрушки Пенкиной, сделанные, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с двумя мастерицами – Е. И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л. Н. Никулиной (1906-1961). Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1901 – 1979) - единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики. В 1930-е годы она начала помогать Е.И. Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей почти совсем отказало ей, уже сама красила все ее изделия. В 1943 году на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве коллектив дымковских мастериц - Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс получил первую премию «За образцы творческих работ». В 1944 году Екатерина Иосифовна Косс принята в члены Союза Художников СССР. Новый этап в творчестве самой Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет лепке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных персонажей. Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам 19 века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.

Каргопольская игрушка

К самой многочисленной группе среди собрания глиняной игрушки СПМЗ относится коллекция каргопольской игрушки. Основу собрания составляют работы мастеров из д. Гринево Каргопольского района Архангельской области: Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых, их однофамильцев Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых с дочерью Любовью, Анастасии Евдокимовны Бархатовой, М. И. Вороновой, Н. Я. Замятиной, А. В. Бабкина - всего 362 предмета, выполненные осенью - зимой 1936 - 37 годов. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. Она получила название по месту своего возникновения в деревнях близ старинного города Каргополя Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния).

В 1930-е годы шла работа по восстановлению многих очагов традиционного народного творчества, которая коснулась и Каргополья. В это время открылись широкие возможности для развития творческих индивидуальностей народных мастеров. Работы И.В. и Е.А. Дружининых являются одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Как и в игрушках других районов, мы встречаем здесь изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; сюда же относятся также некоторые варианты женских фигур.

Игрушка И.В. Дружинина отмечается особым обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценки довольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. Ни один музей не обладает таким богатым жанровым материалом, необычным по сюжетам и характеру образов. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек.

В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Бабкина. Роспись ее игрушек лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела: голова и руки; большими цветовыми пятнами - одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Фигуркам животных белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках – большие красные круги и косые кресты. В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже – акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики.

Городецкая игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо промыслу создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941). В эти годы его имя уже неотделимо от городецкой глиняной свистульки, так же как имена Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Бабкиной - от истории каргопольской глиняной игрушки. Работая над свистульками, мастер обращался порой к более сложной, чем в традиционных изделиях, расчлененной форме, создавая, например, петушков, или соединяя форму конусообразной свистульки с формой человека.

Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950-е – 1980-е годы одаренная народная мастерица - Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г.р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием

В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985). Он создавал более сложные формы птиц-свистулек, дополняя их рельефными налепными крыльями и веерообразными хвостами, а также фигурки коней, баранчиков и т .п.

  Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Филимоновская игрушка

Искусство мастериц из крупного центра глиняной игрушки – деревни Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновские игрушки второй половины 1950-х – 1970-х годов представляют собой типичные народные творения, в которых во всей полноте и чистоте отразились традиционное мировоззрение и эстетические идеалы русского крестьянства. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекли к себе внимание посетителей.

Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.

Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.

Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, - свистульки. Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах, многократно и довольно разнообразно повторяется в Филимонове. Здесь существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков» и «курочек». До наших дней донесли самобытный художественный стиль филимоновской пластики уроженки деревни, старейшие мастерицы: А.Г. Карпова (1911 – 1992), члены Союза художников СССР: А.Ф. Масленникова (1910 – 1970), А. И. Дербенева (1909 – 1990). Ныне традицию филимоновской игрушки продолжает Е.А. Орлова (внучка А.И. Дербеневой и А. Ф. Масленниковой).

Орловская и Курская игрушки

Ни курские глиняные свистульки, сделанные в 1930-е годы, ни, скажем, игрушки орловских мастериц 1960-х годов, внешним обликом не свидетельствуют о времени своего создания. Несмотря на какие-то новые детали, это исконные символы крестьянского творчества, в которых продолжают воплощаться древние традиции.

Самое раннее упоминание о промысле встречается в газете «Орловские губернские ведомости» за 1866 год: «Горшечное производство в… Плешково Ливенского уезда»; в «Указателе промыслов по Орловской губернии» за 1880 год сказано: «Промысел давний». В сюжетном отношении творчество плешковцев не отличается особым многообразием. Фигурки, вылепленные обеими мастерицами, представляют собой излюбленные крестьянские персонажи – барыни, всадники, коровы, петухи.

Игрушки выглядят так архаично, словно перед тобой не изделия XX века, а древние археологические находки. Манера их исполнения несколько грубовата, формы - округлые, мягкие, с нечетким, как бы оплывшим, контуром. При единстве стиля, мастерицы подходят к созданию образов по-разному. Свистульки Малютиной – небольшие по размеру, у Иваниловой они крупнее и ассортимент их разнообразнее. Любимые персонажи Малютиной – кони и барыни. Иванилова, кроме коней и барынь, лепит собак, коров и баранов. Ее фигуры, хотя и грубоваты, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы.

Воронежские и курские фигурки, исполненные в 1930-е годы, по своей крестьянской сути близки к свистулькам из села Кожля Курской области, которые продолжали там лепить в 1970-е годы сестры Ульяна Ивановна Ковкина и Ольга Ивановна Дериглазова и мастерица Валентина Венедиктовна Ковкина.

По рассказам старожилов, свистульки изготавливали в Кожле с незапамятных времен, делали их многие, поэтому на местных воскресных базарах и ярмарках (их было пять в году) продать игрушки было трудно. Излюбленные цвета курских мастериц – самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных оттенков особым предпочтением пользуется малиновый. Независимо от времени создания, все эти игрушки по существу своего изобразительного языка относятся к характерным крестьянским произведениям, которые обычно называют «крестьянским примитивом».

Скопинская игрушка

Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины 19 века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

Начало комплектования коллекции Скопинской игрушки в Сергиево- Посадском музее было положено в 1937 году, когда в связи с организацией на территории Лавры Музея Народных художественных ремесел (МНХР) были переданы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея несколько десятков глиняных игрушек, в том числе скопинские.

Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не спутаешь с другими.

  Во время экспедиции в октябре 2003 года, Сергиево – Посадским музеем приобретено у современных скопинских мастериц - И.А. Якушкиной и Т.А. Киселевой несколько работ, выполненных по образцу старинных изделий. Особенно хороши дымчато-серые задымленные птицы. Мастерицы также пробуют украшать игрушки обваркой, применяя разные составы (мука, молоко, квас, и даже пиво), чтобы варьировать цвет (от светло-бежевого до красно-коричневого).

museum-sp.ru

Учебно-методический материал по народному творчеству. Русская народная глиняная игрушка.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД  КАЛИНИНГРАД» УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ  Р. М. ГЛИЭРА ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ 236017 г. Калининград, ул. Огарева, 22   Тел/факс: 21-24-44;  glier-school@mail.ru

Методический материал по народному творчеству

Разработала Остапцова Т.Н.

преподаватель ОРНПИ

МАОУ ДОД ДМШ им. Р.М. Глиэра

2015г.

Вступление

Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. История русской игрушки насчитывает многие тысячелетия. С древних времен игрушка является проявлением любви взрослых к детям, средством для общения. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Утратив со временем свою обрядовую функцию, игрушки бытовали, как предмет игры, являясь необходимым элементом воспитательного процесса, с помощью которых ребенок познавал окружающий мир.

Самые разнообразные игрушки (глиняные, деревянные, соломенные, берестяные, лоскутные) являются подлинными произведениями народного искусства. Из поколения в поколение, от матери к дочери, от деда к внуку, от отца к сыну передавали мастера секреты изготовления токарных, топорных, текстильных и керамических игрушек. Бережно хранят и преумножают эти традиции мастера крупнейших центров народного творчества России – Дымково, Филимоново, Каргополя, Торжка, Сергиева Посада, Полхов-Майдана, Городца, Богородского и многих других.

Классификация народных игрушек

Глиняные игрушки

Декоративная скульптура

Музыкальные инструменты

Рис.2 Дымковские свистульки

Рис.1 Дымковская игрушка

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями.

Рис.3 Ярмарка глиняных игрушек

Классификация глиняной игрушки

Жбанниковская (Городецкая)

(Городецкая)

Дымковская

Каргопольская

Абашевская

Орловская и Курская

Филимоновская

Рис.4 Глиняные игрушки

Ковровская

Скопинская

Дымковская игрушка

Рис.5 Индюки

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.

Рис.6 Барыни

С развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов.

Рис.26

Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

К сожалению, дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, Дымка стала просто сувениром.

Рис.7 Дымковская игрушка

Абашевская игрушка

Рис.8 Изготовление свистульки

Рис.27 Всадники

Абашевская глиняная игрушка - свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район). Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров.

Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взяткой, городовой на свинье и так далее. Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры».

Рис.9 Абашевские дудки

Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933).

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг. Для абашевской игрушки характерны окраска яркими масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и особые скульптурные приемы в изображении животных, нередко имеющих сказочный облик.

Жбанниковская игрушка (Городецкая)

Рис.10 Баран

Рис.11 Петухи

Промысел Жбанниковской игрушки возник в начале XX в в деревнях Жбанниково, Рыжухино, Ромпино и др. Городецкого района Нижегородской области. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково. Местная глиняная свистулька «дудка» получила известность в 1930-е гг., а имя мастера Лариона Трифоновича Потатуева неотделимо от городецкой глиняной свистульки. Причудливое, яркое сочетание красок в росписи Жбанниковской игрушки создается использованием темной эмалевой краски – красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего цвета в качестве фона для тулова игрушки, по которому наносятся пятна светлых тонов. Отдельные детали фигур (рога, уши, копытца, конец хвостика, гребешки) «серебрятся» алюминиевым порошком, после чего наносятся пятна эмалевой краской другого цвета. Иногда расписывают эти игрушки «под Хохлому». Главная особенность Жбанниковских фигурок в том, что основательное туловище фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех ногах-основах.

В Городце на Волге глиняные игрушки создавались мастерами с выдумкой и безукоризненым вкусом — это всевозможные лошадки, барыньки, петушки — свистушки, а также более сложные работы: копилки в виде домиков-башенок, веселых котов или рыб — русалок.

Рис.12 Птицы-сирины

Филимоновская игрушка

Рис.13 Жираф

Искусство мастериц из крупного центра глиняной игрушки – деревни Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновские игрушки второй половины 1950-х – 1970-х годов представляют собой типичные народные творения, в которых во всей полноте и чистоте отразились традиционное мировоззрение и эстетические идеалы русского крестьянства.

Рис.14 Филимоновская игрушка

Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекли к себе внимание посетителей. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.

Рис.15 Филимоновская игрушка

Каргопольская игрушка

Рис.16 Свистулька

Глиняные игрушки делали в России во многих городах и селах, но Каргопольские никогда с другими не спутаешь. Похожие фигурки людей, птиц и животных в этих местах лепили еще до нашей эры. Очень долго местные мастера-игрушечники работали, используя сюжеты и технологию старинных мастеров. Издавна такие игрушки лепились зачастую по частям из красножгущейся глины. Вначале создавали основу – торс и голову, затем к ней добавляли скатанные калачиком руки, прикреплялись шляпки, и украшались различными деталями, а сами места крепления – сглаживали. 

Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек. Основной отличительной чертой среди подобных выявляется то, что каргопольские игрушки «очеловечены». Это могут быть бараны, козлы, медведи, что носят посуду, или играют на различных музыкальных инструментах.

Рис.17 Каргопольская игрушка

Рис.36 Каргопольская игрушка

Орловская и Курская игрушка

Рис.19 Орловская игрушка

Рис.18 Курская игрушка

Ни курские глиняные свистульки, сделанные в 1930-е годы, ни игрушки орловских мастериц 1960-х годов, внешним обликом не свидетельствуют о времени своего создания. Несмотря на какие-то новые детали, это исконные символы крестьянского творчества, в которых продолжают воплощаться древние традиции. Самое раннее упоминание о промысле встречается в газете «Орловские губернские ведомости» за 1866 год: «Горшечное производство в… Плешково Ливенского уезда»; в «Указателе промыслов по Орловской губернии» за 1880 год сказано: «Промысел давний». Фигурки, вылепленные мастерицами, представляют собой излюбленные крестьянские персонажи – барыни, всадники, коровы, петухи.

Игрушки выглядят так архаично, словно перед тобой древние археологические находки. Манера их исполнения несколько грубовата, формы - округлые, мягкие, с нечетким, как бы оплывшим, контуром.

Рис.20 Плешковские свистульки

По рассказам старожилов, свистульки изготавливали в Кожле с незапамятных времен, делали их многие, поэтому на местных воскресных базарах и ярмарках (их было пять в году) продать игрушки было трудно. Излюбленные цвета курских мастериц – самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных оттенков особым предпочтением пользуется малиновый. Независимо от времени создания, все эти игрушки по существу своего изобразительного языка относятся к характерным крестьянским произведениям, которые обычно называют «крестьянским примитивом».

Скопинская игрушка

  Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины XIX века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.

Рис.21 Мужик с гармошкой, Барыня и всадники-свистульки

  Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не спутаешь с другими.

Рис.22 Скопинская игрушка

Особенно хороши дымчато-серые задымленные птицы. Мастерицы также пробуют украшать игрушки обваркой, применяя разные составы (мука, молоко, квас, и даже пиво), чтобы варьировать цвет (от светло-бежевого до красно-коричневого).

Рис.23 Скопинская птицы-свистульки

Ковровская игрушка

Рис.24 Парочка

Ковровская игрушка родилась во Владимирской области (Ковровский уезд) на берегах реки Клязьмы, богатой месторождениями уникального природного материала - красной и голубой глины, где широко развивался гончарный промысел. Наряду с глиняной посудой мастера изготавливали традиционные фигурки - свистульки животных, птиц и зверей. Изделия мастеров-игрушечников отображали простолюдинов и многообразные сценки их русского быта, а также персонажи русских сказок.

Рис.25 Ванька

Во второй половине XIX века гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил новое развитие. В этот период, как и в прежние времена, глиняная игрушка изготавливалась небольшими партиями и предназначалась для удовлетворения невзыскательных вкусов крестьян или городских мещан. Ныне, на рубеже XX-XXI веков, традиционное ремесло возродилось в новом качестве. Наличие сырья, исторически обусловленная потребность в возвращении к истокам родной культуры - таковы предпосылки этого явления.

Рис.26 Ковровские домики

Красочность, самобытность, тщательная проработка деталей и утонченная роспись ковровских игрушек дала им новую жизнь. В настоящее время она заслуженно встала в один ряд с лучшими художественными промыслами России.

Рис.27 Ковровские барышни-колокольчики

Заключение

«Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути» (народный мастер Н. Фролова).

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались местные художественные традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось по семейной традиции из поколения в поколение. От новых мастеров не требовалось заново создавать образ, а лишь улучшить традиционные формы игрушек, сделать их занимательнее, не отступая от принятых норм. В дореволюционной России сложилось несколько промысловых центров изготовления игрушек и многие из них, к счастью, сохранились. Все они имеют характерные отличительные особенности, что связано с культурой и местными традициями тех мест, где зарождался промысел. Несмотря на то, что современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как обще- признанный сувенир и поныне служит украшением современного интерьера.

Искусство игрушки народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Отшлифованные многими поколениями художественные особенности традиционной игрушки – лаконизм и компактность лепной и резной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи – не перестанут восхищать и служить образцом подлинного мастерства. Эти черты принципиально родственны поискам современного стиля в декоративно-прикладном искусстве. Поэтому сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. И в музеях, и в современном интерьере – неизменно веселые фигурки всюду являются воплощением живой связи времен и жизненных сил народного искусства.

«В народной игрушке скрыт феномен долговечности. Проходят годы, десятилетия, века, а народная игрушка живет до сих пор. Она расцветала, умирала, возрождалась, менялась, превращалась в сувенир, экзотику, но продолжала жить. И она оживает каждый раз, когда ее берут в руки дети. Она до сих пор вызывает неподдельный интерес детей (и взрослых тоже), глядя на нее, у всех без исключения возникает желание взять ее в руки, поиграть с ней, иметь ее рядом или сделать такую же. Народную игрушку любят за ее простоту и доступность, она дарит радость и тепло человеческих добрых рук, в ней скрыта незамысловатая душевная мелодия. Народная игрушка учит знать свои корни, она является «потешной копилкой народной памяти». Любите народную игрушку, старайтесь узнать о ней больше, прикоснитесь к ней и она подарит вам радость!» Н. Абрамычева (из публикаций в газете «Интеллект и творчество», 2011 г.)

Рис.28 Глиняные свистульки руками детей

Список использованной литературы:

  1. Абрамычева Н. «Интеллект и творчество», 2011.

  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

  3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

  4. Дайн Г.Л.  Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

  5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

  6.  Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

  7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

  8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

  9. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Составитель А. Г. Кулешов. - М.: 2009.

Интернет-источники:

  1. http://glina.teploruk.ru/article/igrushki.html

  2. http://www.musobl.divo.ru/colln_igrder.html

  3. http://www.musobl.divo.ru/colln_igrglin.html

  4. http://kuzaranda.ru/blog/glinyanaya-igrushka

  5. http://glina.teploruk.ru/article/zhbannikovskaya.html

  6. http://www.izba-rec.com/info2/book_0087_glin_igrush_rus_severa.php

  7. http://podelki-shop.ru/narodnye-promysly/narodnaya-derevyannaya-igrushka

  8. http://www.thimble.h21.ru/mat2.html

  9. http://www.rastem.ru/portal/article/russkaya_narodnaya_igrushka

  10. http://rusprom.biz/russkaya-derevyannaya-igrushka/8-derevyannaya-igrushka

Иллюстрации:

  1. Сканированные фотографии из вышеуказанной литературы

  2. http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2012/09/rusderigr-2-150x300.jpg

  3. http://daypic.ru/wp-content/uploads/2012/08/2636-700x468.jpg

  4. http://podelki-shop.ru/wp-content/uploads/2012/09/rusderigr-4.jpg

  5. http://www.ceramicportal.ru/uploads/images/Book3/28.jpg

  6. http://www.ceramicportal.ru/uploads/images/Book3/1.jpg

  7. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_dimkkoss6.jpg

  8. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_jbanvesel.jpg

  9. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_kargdrujinin3.jpg

  10. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_filimkarpai.jpg

  11. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_orlov5.jpg

  12. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_skopin1.jpg

  13. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_jbansirot1.jpg

  14. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_jbantimof2.jpg

  15. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_jbantimof3.jpg

  16. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_kargdrujinin5.jpg

  17. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_kargdrujinin2.jpg

  18. http://cs9424.vk.me/u38379225/105455043/x_0ec911d1.jpg

  19. http://cs9424.vk.me/u38379225/105455043/x_83a5724f.jpg

  20. http://cs9424.vk.me/u38379225/105455043/x_b0f29053.jpg

  21. http://glina.teploruk.ru/netcat_files/Image/kovrovskaya.jpg

  22. http://glina.teploruk.ru/netcat_files/Image/orlovskaya.jpg

  23. http://cs9424.vk.me/u38379225/105455043/x_d93f3e52.jpg

  24. http://www.orelsh.ru/webroot/img/pictures/6455bdc96e6a7839635b2a0f94d.jpg

  25. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_orlov10.jpg

  26. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_skopin2.jpg

  27. http://www.musobl.divo.ru/collection/igr_skopin7.jpg

  28. http://snp-kukla.ucoz.ru/_ph/150/2/100419539.jpg

  29. http://snp-kukla.ucoz.ru/_ph/150/902319235.jpg

  30. http://snp-kukla.ucoz.ru/_ph/150/304884293.jpg

infourok.ru

Мои глиняные игрушки. часть 2.: ludmila_belykh

Продолжу начатый рассказ ( http://ludmila-belykh.livejournal.com/90338.html -часть 1) о небольшой «коллекции» моих игрушек.

Конечно предыдущие промыслы игрушки менее известны, но есть и те, что на слуху).                                                                         --------------------------------------------------------------------------------------------

«Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, узорах, утвари всегда читаются зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия. Прежде всего, это касается солярных знаков — солнечного символа. Его можно встретить на глиняных филимоновских игрушках в виде лучистого круга, солнечный полукруг мы встречаем на юбках женских фигур из Каргополя, циркульный орнамент является одним из основных декоративных мотивов. Зерновидные овалы и точечный орнамент напоминают о древнем культе зерна, злака. Часто они располагаются среди цветных полос или в ячейках квадратов, что символизирует распаханную землю,  горизонтальные и вертикальные волнистые линии в орнаментах - знак воды небесной и земной.

В народной игрушке мы видим сплав реального и ирреального. Создавая ее, народный мастер черпает свои впечатления из окружающей реальной жизни, но не стремится к полному правдоподобию. Он создает выразительный образ животного, человека, птицы, отражая то главное, что присуще персонажу. Для этого он сознательно преувеличивает, поэтизирует, обобщает качества, которые образ характеризуют. При этом, он руководствуется собственным миропониманием, пришедшим к нему от его предков. В этом сказывается обрядовая, ритуальная предыстория игрушки, когда создание фигурки имело определенный магический смысл и силу, а образ, который воплощал эту силу, шел из глубины веков». http://www.hramislovo.ru/ortho_present/trip_to_world_of_folk_toy

http://glina.teploruk.ru/      

Скопинская игрушка (рязанская)

Несколько скопинских игрушек мне дороги, прежде всего, тем, что были одними из первых, как эта птичка (все тех же начала 90-х годов).

«Скопинская керамика родом из города Скопина Рязанской области. Узнаваемы фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.«Фирменный стиль» скопинцев сразу угадывается: округлые очертания изделий, фестончатая отделка. Изделия лепили на гончарных кругах, оформляли с помощью процарапывания, штампиков, апликаций и налепов. После этого глазуровали, причем глазурью разных цветов. Кроме декоративных скульптурных сосудов, делали тут и просто скульптуру: драконов, львов, игрушки. Для игрушек характерна простота форм; к обычным персонажам русской игрушки здесь прибавили драконов и легендарную птицу «Скопу». Игрушки не расписывали, использовали цветные (зеленой, желтой) глазури или обварку из разных составов, чтобы варьировать цвет от светло-бежевого до красно-коричневого».

Льва и птичку я люблю, а дракона за «мятость» формы всегда недолюбливала).

А рыбка-свистулька на переднем плане относится к суджанской глиняной игрушке (г. Суджа, Курская обл. мастер Спесивцев ). Эта форма свистулек только для этого промысла характерна, свисток - вещь ритуальная (две птички-свистульки для влюблённых; барышня ждёт, когда оба одновременно свиснут)), так что жаль, что одна. . ..)

Конечно, есть и одиночные игрушки Жбаниково, Торжок,  описывать которые можно лишь для того, что бы назвать, обозначить промысел.

Ведь уровень  игрушек в принципе тоже отличается, бывают игрушки традиционные промысловые, бывают художественные авторские, музейные или сувенирные… (умолчу про кич).

Часто игрушки мне привозят, дарят друзья, интересно сравнивать, например две кошки.

Одна, та что слева куплена, по-моему, на сувенирной ярмарке в Подмосковье, но в ней все же есть движение, характер, апеллирующий к традиции декор, вторая, что справа, привезена в подарок из Архангельска, но, не смотря на традиционную технику обварной керамики, ее пропорции (почувствуйте их соотношение) и главное мордочка (!!), с боольшим трудом удерживают ее в ряду игрушек сувенирных, поскольку прикладное искусство никогда не может быть «мультяшным», это просто исключено..

Так же как разительно, к примеру, отличается настоящая мелкая пластика Гжели (слева), лаконичной выразительностью формы, задушевностью, от сувенирных фигурок «под гжель» продаваемых ежегодно под праздник, с избыточным декором на невнятных формах и пропорциях.

Каргопольские глиняные игрушки

«Каргопольские глиняные игрушки, родом с Русского Севера - хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый, рядом - целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки-утушки, веселые, задорные. Не менее любим здесь и другой фантастический персонаж - важно стоящий на четырех конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек-полуконь, таинственный русский кентавр, а по-местному - Полкан. И у всех этих симпатичнейших существ на груди, на боках, на широких сарафанах - странные, загадочные знаки - символы: овалы, кресты, ромбики с точками внутри, уходящие корнями глубоко в язычество».

Каргопольские всегда были одними из любимых.Такие узнаваемые, радость в этой игрушке просто разлита, улыбка, задор, юмор, в сюжетах, в цвете, но роспись то еще от архаики осталась.

Каргопольские лепила когда-то и сама, сохранилось еще несколько).

Есть у меня семейка родом все с тех же лет, парочка, коза, конь, барышня, всадник..

Очень люблю и эту каргопольскую парочку в технике обварной керамики.

Добавились и новые, сверкают, радуют свежими красками, так с бирками и живут, что бы фамилии мастеров не потерять.

У промысла есть и современная история. Сейчас игрушку лепят на архангельском предприятии «Беломорские узоры», вклад в возрождение промысла внес старый мастер Александр Петрович Шевелев, современные игрушки все так же хороши, хоть и одинаковы..

А имя самой самобытной каргопольской мастерицы - Ульяна Бабкина, баба Уля...Я когда-то чуть не стала обладельницей ее игрушки, уже после института разговорившись с одним однокурстником, который не будучи увлеченным обладал и  предлагал от всей души), что-то тогда не сложилось, а вспоминаю)) ..реликвия..

Нужно сказать, что у меня никогда не было самых известных промыслов, Дымки, Филимоново, Абашево, ну почти.НЕ было, до недавнего времени.

Многое изменила выставка «Ладья» и знакомство, сначала заочное, а после и дружеское, с Аней Кивой kivaanna и ее замечательной «Лавкой образов»,  которая отбирает, находит самые настоящие и образные произведения народного искусства.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.

Филимоновских у меня раньше не было.

Первая «Любота» (Елены Орловой) – появилась от «Лавки образов», спасибо Анне Киве, с «Ладьи» добавились конь и всадник (Владимира Першина).

Промысел настолько известен, и с прекрасной судьбой, что стоит почитать о нем отдельно, что от себя добавить.

Фантастична! Во всех смыслах, мистическая, тягучая пластика форм, ритм ярких красок, а цвет!!.. Притягивает взгляд, где бы ни стояла, выделяется даже среди моего яркого окружения, удивительно современна, вписывается везде. Первое время видела только ее), пройти мимо не могла, руки тянулись и хотелось тянуть-тянуть вверх эту линию, повторяя замысловатое движение танца..

А инопланетная пластика игрушек свойством местной глины прежде всего обусловлена, жирной, тягучей, тяжелого верха не выдерживающей, но белой после обжига, так, что и грунтовать не нужно.

Романовская игрушка

Романовская игрушка из Липецка, была для меня открытием на прошлогодней «Ладье».

Я ее не знала. Точнее не знала такой.

У меня была одна романовская игрушка, совсем иная.

Но в постах Ани Кивы о романской игрушке http://kivaanna.livejournal.com/152624.html  есть птички похожие по форме, но если судить по этикетке – романовская, 1991 г., г.Тула, не Липецк?

Загадка.. может ошибка..

На той "Ладье", хоть и была я в последний день, и выбора почти не было, игрушки меня впечатлили и запомнились очень. Позже благодаря опять же «Лавке образов» появились романовские игрушки и в моей компании, все они от мастера Виктора Васильевича Маркина восстанавливающего промысел (Аня Кива, то только лучшие всегда выбирает).

Непривычные (масштабом), очень крупные (возвышающиеся среди моих прочих), мистически серебристо поблескивающие. Пропорции удивительные, и загадочность в них какая-то есть, и радость..

И удивительное чувство, мы с ними на Вы, они все время сохраняют какую-то дистанцию..

Абашевские игрушки

И конечно абашевские игрушки - моя невероятная последняя любовь.

«Абашевская глиняная игрушка свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район Пензенской области).

Промысел известен с середины XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров. Их делали в 12 дворах 16 человек».

«Абашевцы» выделяются своей пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью, отходом от натурализма... «Дудки» раскрашивались яркими масляными красками, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни-«дуры», почерк наиболее талантливых мастеров ( Л.Ф. Зоткин) отличал сатирический характер в части изображений животных: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.»

Почему их не было у меня раньше?ТАКИХ не попадалось, настоящих! Сувенирных была парочка, но не трогала..

Чем разнятся? Лепкой. Формой, эмоцией!

Вот просто видишь, чувствуешь по форме как пальцы мастера выводили, лепили форму, где единым движением, где мощным мазком, а контур, завиток, силуэт, осанка..

Какая мощь в них, монументальность, скульптурность, сконцентрированная сила, собранность. И не зависимо от размера, и в малой игрушке все тоже.Цвет локальный – энергия.

А энергетика! нереальная, простраство вокруг просто трещит..

Олень-утро, олень-древо, олень-огонь, оберег, защитник в доме.

Полюбились они мне так сильно, что сложно было остановиться).Настолько они мои.

А в "Лавке образов" игрушки, которые находит, заказывает, привозит Аня Кива, самые, самые, лучшие, от настоящих мастеров, эти от   Евгения Валентиновича Соловьева, что продолжает традиции Зоткина.

.

Что сказать, невероятные, нереальные, по силе, по пластике, ведь и в рамках одного промысла уровень довольно разный может быть.Сравнивать можно и нужно, к сожалению, лицо современного абашевского промысла ныне совсем иное. Есть у меня один олень для сравнения, на одной из прошлых выставок долго беседовала на стенде игрушки с мастером, без игрушки уйти не смогла (но понимая в душе, нет, нет, не то, не мое), а поставила подальше, всегда она вызывала во мне дискомфорт.

Сравнить можно, две игрушки, двух мастеров, объяснить тут сложно, нужно почувствовать. Какая вялая (а в больших игрушках, я бы даже сказала манерная, на выставке их много, видно) линия и контур в одной, и какая сжатая энергия в другой, и даже если сравнить ее с простыми сувенирными абашевскими игрушками, как далеко это от истинно народной традиции, по смыслу, по эмоции, или просто эмоция это не моя...

Сувенирные (детские) справа и авторская слева..

И как хороши игрушки. … вот когда они так собираются вместе (Антоша любит их так вместо со своими расставлять)).

И сам силу в себе ощущаешь достоинство, энергию.

Вот такие они игрушки и разные, и веселые, и глубокие, сил придают, воспитывают , вдохновляют.

И счастлива, что снова к ними вернулась.

ludmila-belykh.livejournal.com

Материал на тему: Викторина Рязанский край | скачать бесплатно

I. Викторина Рязанский край.

Вопросы к викторине

1.  Давайте подберём родственные слова к слову Родина. (Род, родители, природа, родник, борода). Интересный факт: борода - слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК.

А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины носили бороду.

2.  Игра «Я начну, а ты продолжи».

Нет в мире краше

Родина - мать,

Родина любимая -

Родина начинается

Родная землица и во сне

Родная сторона - мать,

Хорошо там,

Человек без родины -

Чужбина-калина, а родина -

родины нашей.

умей за нее постоять.

мать родимая.

с семьи.

снится.

а чужая — мачеха.

где нас нет.

соловей без песни.

малина.

3.  Народное название Рязанского края. (Рязанщина)

4.  Кто изображен на гербе Рязани?

     (Князь Рязанский Олег Иванович (1336-1402))

5.  Сердце Рязани. (Кремль). Чем, по сути, является Кремль? (Крепость)

6. О ком речь?

Русский ученый, основоположник современной космонавтики. (Константин Эдуардович Циолковский).

Российский физиолог, чье имя носит Рязанский медицинский университет. (Иван Петрович Павлов).

7.  Великий русский поэт, уроженец села Константиново. (Сергей Есенин).

8. Русский биолог и селекционер. (Иван Владимирович Мичурин - он вырастил 300 сортов разных фруктов и ягод).

9. Назови предметы ДПИ. (Михайловское кружево, Рязанская вышивка, Скопинская керамика).

10. Какой предмет ДПИ является оберегом людей от злых духов (её называют « Птицей счастья» - Петух).

12. Как называют знаменитый заповедник Рязанского края? (Окский).

13.Каким полезным ископаемым богата рязанская земля? (Торф).

14. Правый приток Оки. (Проня).

15.Обширная равнина на левом берегу Оки. (Мещёра)

16. Что изображено на гербе Пронского района?

В серебряном поле на зелёном холме - большой старый зелёный с черным стволом дуб. В золотой вольной части со скруглённым углом - старинная зелёная княжеская шапка с чёрной собольей опушкой, над которой - золотое украшение „городок" с зелёным самоцветным камнем. Щит увенчан  муниципальной короной установленного образца.

II. Народные игры для детей 5 - 7 лет.

Игра «Ведьмина метёлка».

Участники игры становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Игра «Ремешок».

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.

С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.

Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его Ремешком.

Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

Игра «Горшки».

Участники становятся парами по кругу, один впереди другого. Те, кто впереди, — “горшки”, они присаживаются на корточки. Те, которые стоят сзади, — продавцы, их задача продать свой “горшок”. Они его расхваливают, расписывают все его достоинства, выкриками создают атмосферу базара, рынка: “Кому горшки?! Кому горшки?!” Выбирается покупатель, который ходит внутри круга и присматривает горшок. Когда горшок выбран, продавец

и покупатель торгуются о цене. Если сделка состоялась, бьют по рукам.

После слова “вон”, продавец и покупатель бегут за кругом в разные стороны. Кто прибежит первым к горшку, тот и хозяин. Прибежавший последним становится покупателем. Так игра продолжается.

- Почем горшок?

- По денежке.

- А он не с трещинкой?

- Попробуй.

- Хороший.

- Давай сговор:

Чинчары - чинчары,

Собирайтесь гончары.

По кусту, по насту,

По лебедю горазду.

Вон!

Игра «Золотые ворота».

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети берутся за руки. Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.«Воротики» произносят:

Золотые воротаПропускают не всегда!Первый раз прощается,Второй запрещается,А на третий разНе пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

III. Рефлексивная игра «Пожелание».

Участники игры стоят в кругу. Ведущий передаёт игрушку – «ОБЕРЕГ» по кругу (в данном случае «Птица счастья» - Петух). На каком игроке остановится музыка, тот высказывает свои пожелания остальным игрокам.

(Звучит песня «Птица счастья»)

nsportal.ru

Игрушки из прошлого

В канун Международного дня защиты детей "НацАкцент" подготовил обзор самых необычных традиционных игрушек народов России. Когда-то у каждого народа существовали свои игрушки. Например, ненецкие женщины изготавливали для своих дочерей кукол из утиного клюва, а у народов Кавказа первой игрушкой для ребенка становилась погремушка, сделанная из бараньего мочевого пузыря.

На Руси вместо слова "игрушка" говорили "потешка". Славянские дети играли тряпичными, соломенными и деревянными куклами, тканными мячами, глиняными свистульками и фигурками животных. Первой игрушкой в руках ребенка становилась погремушка. Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Славяне верили, что трещотка своими звуками отгоняет злых духов и тем самым оберегает ребенка.

Ханты и манси для маленьких детей делали погремушки из бересты и мелких камешков, из кости оленя или лося, из горла тетерева с вложенными туда дробинками. К игрушкам относились бусы из рыбьих костей позвонков, нанизанных на нитку, из сухих ягод рябины и шиповника. Игрушками служили также корешки и сучья, напоминающие зверьков и птиц.

У народов Кавказа первой игрушкой, с которой сталкивался ребенок, независимо от пола, была погремушка, которую делали из бараньего или козьего мочевого пузыря: мочевой пузырь свежезарезанного животного промывали и, предварительно вложив в него горсть бобов или зерен какого-нибудь злака, надували и просушивали. После просушки бобы или зерна, стукаясь о стенки задубевшего пузыря, гремели – получалась погремушка. Погремушки такого типа были распространены практически у всех народов Дагестана.

Традиционной игрушкой в быту многих народов России с давних времен была тряпичная кукла. Ее особенность была в том, что она была безликой. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, то у нее может появиться душа, причем не всегда добрая, что для ребенка небезопасно. У славян куклы изготавливались из природных материалов: солома, глина, зола, лоскуты и древесная кора. Популярностью пользовались и "стригушки", сделанные из пучка стриженой травы, а девочки постарше любили играть куклами из лоскутов: кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Традиционные куклы удмуртов делали из глины, а также из лоскутков, при этом не используя ни ниток, ни иголок. Основой таким куклам служили скрученная ткань, щепки, бруски, ветки с сучками. Для набивки использовали зерно, опилки, древесную золу.

Ненецкая кукла нухуко ("нухуко" — по-ненецки значит "игрушка") изготавливалась из утиного клюва, который заменял голову. К клюву пришивалась одежда из меха и ткани. Голова-клюв украшалась накосниками — национальным головным убором.

На Алтае, заселенном разными народами, часто встречались куклы, плетеные из рогозы, особенностью которых была пропорциональная фигура. Это отличало их от кукол других регионов России, например Поволжья, где создавались лоскутные куклы с большими головами и вытянутым телом.

И конечно же много было на территории России игрушек деревянных и глиняных. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Деревянные игрушки делали из бересты, из осиновых и березовых чурочек. Изготавливали резных кукол, конников и другие диковинные игрушки. У народов Дагестана издавна в чести были деревянные пистолеты и кинжалы, которые также стали украшением мужского костюма.

Детский мир народов России был очень разнообразен, в играх ребенок постоянно общался с природой, а в этом ему помогали народные игрушки. Игрушки из природных материалов отражали все то, чем жили народы их быт, уклад жизни, нравы и обычаи. Жаль, что сегодня самой популярной игрушкой у детей разных народов России является не имеющий никаких особенностей смартфон.  

При написании материала использовались научные работы "Игрушки обских угров и алтайцев...", "Символика и образ народной игрушки", "Игрушка в культуре России" и другие.

nazaccent.ru