+7(499)9633045

Вход / Регистрация
Заказать звонок
РљРѕСЂР·РёРЅР°
0 товаров
РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 0.00 СЂСѓР±.

Консультация для родителей "Народная глиняная игрушка". Белорусская игрушка в детском саду


История белорусских игрушек. Новости 5 "Старшая группа". Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 91 г. Гродно"

 

 По истории эволюции и создания кукол можно изучать обычаи, древние устои или обряды той или иной страны. Кукла для девочек была одной из первых игрушек, которую создал человек. В древние времена славянские народы делали кукол из любых подручных материалов: солома, кукуруза, цветы, лен, трава, лоскутки, нитки и дерево.

Белорусская кукла ярко представляет все самобытные черты, культуры, этапы развития культуры белорусского народа. Национальные черты и костюмы можно проследить по кукольной одежде. Кукла создавалась и развивалась вместе с традиционными обрядами и праздниками белорусского народа. Природные материалы, из которых изготовлена белорусская кукла, вместе с доброй душой народа позволили создать настоящую красавицу. Куклы изо льна постепенно превращались в оберег дома, в котором они были созданы после нового сбора урожая.

В зависимости от назначения куклы в нее при ее изготовлении закладывались полезные лечебные и ароматные травы. Ярким примером может служить необычная кукла «кубышка-травница». Ее достаточно было помять в руках, чтобы аромат душистых трав заполнил всю комнату. Такие ароматы призваны были в одних куклах отгонять болезни, а в других злых духов.

В зависимости от того каким ремеслом занимались в той или иной местности крестьяне, из того же материала изготавливались и куклы: дерево, лен и солома.Подарочные куклы из этих материалов популярны в Беларуси до сих пор. Только предназначение их за весь эволюционный период сильно изменилось. Теперь это символ белорусского народа, своеобразный сувенир или же хороший подарок для девочки.

После сбора урожая и полного завершения всех полевых работ, можно было со спокойной душой заняться рукоделием или каким-нибудь другим творчеством. В это время и создавались кукольные шедевры. Такая необычная кукла дарилась не только маленькому ребенку, но и девушке. Одно из самых почетных мест отводилось подаренной кукле. Считалось, что она уже обладает силой оберега и всегда сможет защитить семью от неприятностей.

Куклы можно условно разделить по назначению:

  • куклы для девочек
  • куклы для свадебного торжества
  • куклы для обрядовых мероприятий
  • куклы сувениры
  • куклы для елочных украшений

Особым вниманием пользовалась подготовка для встречи к Новому году. Каждая хозяйка старалась сплести красивее и как можно больше маленьких кукол-игрушек для новогодней елки.

В середине семнадцатого века вошел в традицию праздник кукол. Он сопровождался народными гуляньями, застольем и песнями. На празднике «Кукольные забавы» выбиралась мастерица, создавшая самую красивую куклу. Но уже в двадцатом веке интерес к празднику начал пропадать, несмотря на то, что в начале века он был внесен в государственный и церковный календарь. Но в 2010 году день 16 ноября был официально признан «Днем Белорусской куклы».

ddu91grodno.schools.by

Консультация для родителей "Народная глиняная игрушка"

Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокий древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый paнимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

      Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.                                                              

      На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

      В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Подготовка глины. Глину чистую, без примесей песка и камней измельча­ли на кусочки и заливают горячей водой. Когда глина пропитается и превра­тится в «кашу», ее вымешивают деревянной лопаткой, а потом руками до тех нор пока глиняная масса не будет похожа на тесто. Готовая глина не прилипает к рукам и держит вылепленную форму. Готовую глиняную массу фасуют кусками и помещают и помешают в полиэтиленовый пакет, который герметично завязывают

В таком состоянии глина может сохраняться около года. После использо-       ее необходимо смачивать водой.

Если глина с примесями песка, камней и мусора, то используют другой способ приготовления глины. Для этого в глину добавляют большое количество воды, перемешивают жидкую глиняную массу, а затем процеживают через мелкое сито и ставят в теплое место для выпаривания влаги.

Для того чтобы избавиться от пузырьков воздуха, который есть в глине, перед лепкой кусок глины бросают с высоты на дощатую поверхность раз 15-20, потом бьют по куску глины специальным деревянным молотком или брусом.

 

sad24lida.schools.by

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Путешествие в историю народной игрушки | скачать бесплатно

Климович Валентина Витальевна  - учитель-логопед д/с «Солнышко» п.Магдагачи, Амурской области

Подгрупповое логопедическое занятие

«Путешествие в историю народной игрушки»

Задачи:

1.Познакомить детей с историей возникновения русской народной игрушки;

2.Обучать навыкам словообразования, развивать связную речь.

3.Воспитывать интерес к культуре своего народа.

Ход занятия

1.Введение в тему занятия.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекие-далекие времена. В те давние времена люди жили в деревянных домах. Не было света, не было телевизоров, холодильников, компьютеров. А у детей не было таких игрушек, какие есть сейчас у вас.  Они были совсем другими: их не покупали в магазине, а делали своими руками. Мамы и бабушки для своих дочек и внучек шили куколок. Папы и дедушки для своих сыночков и внуков вырезали игрушки из дерева. Дети очень любили свои игрушки, бережно к ним относились.

-Сегодня я покажу вам эти удивительные игрушки и расскажу о каждой из них.

2.Содержание занятия.

-Ребята, а вы знаете, как называются игрушки для самых маленьких детей, которые еще не умеют ходить?  (Погремушки)

-Давно- давным тоже были погремушки, но они были совсем необычными – глиняными. (Показать кусок глины)

-Ребята, как вы думаете, из чего сделана глиняная погремушка? (Из глины)

-А как вы считаете, почему она так называется? (Потому что гремит)

-Правильно. Внутрь этой погремушки насыпались мелкие камешки, горох. Когда эту игрушку трясли, то слышался характерный шум.

-А чтобы такая игрушка была красивой, ее расписывали – рисовали на ней узоры.

Игра «Закончи предложение»

У меня есть погремушка, а у вас не погремушки…(погремушки)

Я играю (чем?)… погремушкой

Я положила…(погремушку)

-Ребята, обратите внимание на эту куклу, она соломенная, а значит она из чего сделана? (Из соломы)

-Сначала солому варили, чтобы она стала мягкой, потом скручивали таким образом, чтобы получилась кукла, ножницами обрезали низ.

-Давайте назовем ласково части тела куклы. (Головка, ручки)

-А как можно назвать ласково куклу? (Куколка)

-А как можно назвать ласково ее платье? (Платьице)

-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, это кукла тряпичная.

-Как вы думаете, из чего она сделана? (Из тряпочек, лоскутиков)

-Такую куклу делала мама для своей дочки, когда та была еще совсем маленькой. Потом девочка подрастала и начинала играть ею.

-Давайте мы сравним эти две куколки. Какая из них более яркая? (Тряпичная)

-Опишите, пожалуйста, ее наряд. (Платочек, платье, фартук)

-В более древние времена глаза, рот, нос рисовали угольком из печки, а потом стали их вышивать нитками.

-Давайте я буду показывать вам части лица, а вы называйте их ласково. (Ротик, носик, глазки)

-А теперь давайте сравним соломенную и тряпичную кукол по размеру. Тряпичная кукла большая, а соломенная…(поменьше, маленькая)

Игра «Сочиним стихотворение про куклу»

Бабушка мне сшила …(куклу)

Яркую, нарядную.

Целый день играю с …(куклой)                                              

Холю ненаглядную.                                            

рассказала всем о …(кукле),

Хвасталась девчонкам.

Имя выбрала для …(куклы) –

Назвала Аленкой!

-Ребята, а это свистулька. На кого она похожа? (Это птичка)

-Свистулька сделана из дерева, значит  она какая? (Деревянная)

-А как вы считаете, почему она называется «свистулькой»? (Потому что свистит)

Игра «Договори словечко»

-Он …свистит; они…свистят, мы будем…свистеть, мы вчера…свистели.

Физминутка

-Ребята, а это что за игрушка?

-Да, это лошадь. Она сделана из глины.

-Как называется детеныш лошади? (Жеребенок)

-Возьмите лошадь в руки. Она легкая? (Нет, тяжелая)

-А жеребенок? (Жеребенок легче)

-А кто больше? (Лошадь больше, жеребенок меньше)

-В те давние времена люди часто использовали кору березы (показать иллюстрацию). Такая кора называется береста. Из бересты делали посуду, корзины, на ней писали. А еще из бересты делали игрушки.

-Посмотрите на эту игрушку, это кто? (Собака)

-Как называется детеныш собаки ? (Щенок)

-Ребята, какие бывают собаки? (Большие, маленькие, злые, добрые, черные, рыжие )

-А это кукла из коры березы.

-Ры-ры-ры- это кукла из коры.

-Чек-чек-чек- из коры платочек.

-Ша-ша-ша- наша кукла хороша.

А еще мастера-умельцы придумали знатную куклу, отгадайте о ней загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Правильно, это матрешка. Давайте сравним матрешек. (Большая, поменьше, маленькая)

-Какая у них красивая одежда! Какого цвета платочки? (Красный, синий, белый)

-Как можно изменить эти слова, чтобы они звучали ласково? (Красненький, синенький, беленький)

-Ребята, как вы думаете, почему эти игрушки называются «самоделки»?

-Вам они понравились? А мой рассказ понравился?

-Спасибо, ребята! Вы – молодцы!

nsportal.ru

Актамир (Белкукла) - купить в магазине развивающих игрушек Детский сад detsad-shop.ru

Куклы отличного качества от белорусского производителя "Актамир". Невысокая цена. Новинки в нашем магазине от этой фирмы порадуют многих.

"АКТАМИР" - это единственное производство в Республике Беларусь, специализирующееся на выпуске кукол и пупсов. Ассортимент продукции широкий - свыше 150 наименований, куклы ростом от 20 до 60 см. Пластизольные и мягконабивные, с рисоваными и закрывающимися глазами, в нарядной одежде с обувью. У кукол приятные лица и пропорциональные тела. Волосы прошивные или рельефные.

Цены на куклы невысокие, что делает их возможными для закупок в детские сады. Кроме этого для нужд магазина "Детский сад" мы выбрали самую бюджетную упаковку - пл. пакет, что позволило нам сделать кукол еще более доступными для каждого покупателя!

Хит продаж – это пупсы от Белкуклы. Очень приятные на ощупь, отличное качество резины. Куклы очень похожи на настоящих малышей, у них пухлые губки, большие глаза, упитанные ножки и ручки. С такими игрушками любят играть, их можно укладывать спать, катать на коляске. Размер у кукол подходящий!

Если вы не нашли куклу Актамир, которую искали, вы можете сделать индивидуальный заказ на товар и мы постараемся его исполнить. Напишите нам на почту – yellowahha@yandex.ru или позвоните по телефону 8 (495)720-87-58.

Продукция одного из старейших производств Белоруссии не уступает по качеству европейским товарам. Предприятие, сохраняя все лучшие детали классической куклы, все же идет в ногу со временем. Например, для изготовления кукол используют современный материал – пластизол и полиэтилен. Сертифицированное сырье из Германии, прошло проверку Минздравом Беларуси. Поэтому игрушки из столько качественного материала и профессионального подхода сотрудников прослужат долгое время, а в случае поломки их можно ремонтировать, в отличие от некачественных игрушек. Большое внимание уделяется деталям игрушек, таким как аксессуары, форма одежды и выражение лица.

Куклы фабрики Актамир – это те куклы, которые предназначены для игры многими поколениями детей и их не стыдно будет передать следующим поколениям.

detsad-shop.ru

БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ. Государственное учреждение образования "Ясли-сад №11 г.Рогачёва"

Михасик

Для проведения игры шесть пар лаптей ста­вятся по кругу. Семь участников игры рас­полагаются вокруг лаптей. После произнесен­ных ведущим слов: звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.

С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры.

Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

Прела-горела (Прэла-гарэла)

Ведущий (или игрок) в разных местах пря­чет игрушки, сопровождая действия словами:

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры.

Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не под­сматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

Иванка

На земле чертят круг диаметром 5—10 м. Это лес, а в середине квадратик — дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные — лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иван­ку, а лесовик — поймать лебедей рукой или до­тронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам стано­вится лесовиком, и игра начинается сначала. Правила игры.

Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Мельница (Млын)

Все играющие становятся в круг на расстоя­нии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его дру­гому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры.

Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Ленок (Ляпок)

На земле рисуют кружки — гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все стано­вятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Правила игры.

Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

Охотники и утки (Паляуничы и качки)

Играющие делятся на две команды с одина­ковым количеством участников. Одна коман­да — качки (утки), другая — охотники. Охот­ники образуют внешний большой круг и очер­чивают его. Утки очерчивают внутренний ма­лый круг на расстоянии 2,5—3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток — стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются.

Правила игры.

Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют не­сколько команд, выигрывает та команда, ко­торая быстрее переловит уток.

Лиски1

Играющие по договоренности или по же­ребьевке выбирают лиса — ведущего и, по­строившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя Лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит: Где был? В лесу. Кого поймал? Лиски.

Верни лиску мою.

За так не отдаю.

За что отдашь скажи сам. – Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится гот, кто займет свободное место в кругу, ли­сом — игрок, который остался.

Правила игры.

Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

Просо (Проса)

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

—        Приходи к ним просо полоть.

—        Не хочу!

—        А кашу есть?

—        Хоть сейчас!

—        Ах. ты ж лодырь:

После этих слов ведущий и лодырь (гультай) обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.

Правила игры.

Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, лодырь!» Чтобы ведущий и гультай не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а гультай — за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.

1 Лиской может быть любой предмет — кубик, мячик, игрушка.

Мороз (Мароз)

С помощью считалки выбирается Дед Мо­роз.

Ты зеленый, ты красный.

Ты в шубе, ты в кушаке,

У тебя синий нос,

Это ты, Дед Мороз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его. Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила игры.

Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент за­морозки можно принять любую позу. Вы­игрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

Колечко (Пярсцёнак)

Играющие стоят по кругу, держат руки впе­реди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блес­тящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко нам клади.

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Ко­лечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у которого в ладошках окажется ко­лечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

Правила игры.

После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» — все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не вы­пустить игрока с колечком в руке из круга.

Гуси летят (Гуси ляцяць)

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов:

«Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети под­нимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» — и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и по­махать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).

Правила игры.

Дети должны быть внима­тельными и не ошибаться.

У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все ос­тальные отходят от Мазаля и договаривают­ся, что будут ему показывать, - после чего идут к Мазалю и говорят:

—        Здравствуй, дедушка Мазаль—

С длинной белой бородой,

С карими глазами,

С белыми усами!

—        Здравствуйте, детки! Где вы были? Что делали?

—        Где мы были, вам не скажем, А что делали — покажем!

Все делают те движения, о которых догово­рились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры.

Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Хлоп, хлоп, убегай! (Лясь, лясь, уцякай!)

Играющие ходят по площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль ло­шадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

—        Хлоп. хлоп, убегай!

 Тебя кони стопчут.

—        А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь —

несколько игроков начинают скакать на па­лочках, подражая лошадкам и стараясь пой­мать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры.

Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого на­стигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Перетягивание (Пацяг)

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносят­ся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепив­шись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, ста­раясь нарушить цепь противника, т. е. пере­тянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Правила игры.

Дети не должны умыш­ленно разрывать руки, мешать другим, вызы­вать падение игроков.

Редьки (Рэдзьки)

Пан стоит где-нибудь вдалеке, а хозяин оста­ется с редьками. Редьки садятся на траву одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:

Мы на грядке сидим

Да на солнышко глядим!

Мы сидим, сидим, сидим!

Мы глядим, глядим, глядим!

А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слышится:

Динь-дилинь!

Динь-дилинь!

Динь-дилинь!

Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавливается и спрашивает: «Дома ли хозяин?» Хозяин отвечает: «Дома! А кто там?» Паи говорит: «Сам пан!» Хо­зяин спрашивает: «Что тебе надо?» Пан говорит:

Моя пани на печи лежала,

Свалилась с печи.

Ушибла плечи.

Охает, вздыхает—

Редьки желает.

Дай мне редьки!

Хозяин отвечает:

Редька еще мала: с куриную головку. Приезжай завтра!

Пан поехал домой. Через некоторое время он опять приезжает к огороду и спрашивает то же самое. Хозяин глянул на грядку и говорит:

Мала еще редька:

С гусиную голову.

Приезжай завтра, тогда дам!

Пан поскакал обратно. Через некоторое время

снова приезжает и говорит то же самое.

Хозяин отвечает: «Теперь моя редька выросла в конскую голову!»

Паи спрашивает: «А можно вырвать редьку?» Хозяин говорит: «Можно! Дергай сам, какую хочешь!»

Пан подходит к редьке и дергает ту, которая сидит последней. А редька крепко сидит да посмеивается над ним:

Ножки у пана тоненькие,

Ручки у пана слабенькие!

Пан все дергает, а выдернуть нет силы. А редьки с хозяином над ним посмеиваются, произнося те же слова.

Наконец, пан поднатужился, изловчился, вы­дернул редьку и отвел туда, где стоит его лошадь. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает: «Л можно мне еще одну редьку?» «Можно, выдергивай!» — разрешает хозяин. Пан сам выдернуть не может и зовет первую редьку. Начинают они вместе тянуть. Вы­тянули еще одну! Потом они стали вы­тягивать все редьки по очереди. И каждая редька, которую он из грядки выдернет, ста­новятся за предыдущими редьками гуськом. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Пан садится на коня и уезжает вместе с редьками.

Правила игры.

Выдергивать редьку можно только с разрешения хозяина.

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,— капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати — тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, кото­рый, взяв мешочек, бежит собирать кар­тошку и т. д.

Правила игры.

Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее сле­дует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

Грушка

Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка.

Все ходят вокруг грушки по кругу и поют:

Мы посадим грушку —

Пускай наша грушка

Растет, растет!

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка,

Вот такой ширины:

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка,

Покружись ты для нас.

А мы эту грушку

Все щипать будем.

От нашей Марийки

Убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кру­житься. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда ноют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груш­ка ловит кого-нибудь.

Правила игры.

Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.

sad11rogachev.schools.by

Белорусские народные игры. ГУО "Ясли-сад №2 г. Смолевичи"

История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влияни­ем культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).

В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба.

Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики.

Около половины населения республики живет на селе. Специальные социологические исследования, проведенные в 1967-1969 гг., показали, что в сельской местности дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростки в каникулярное время играют преимущественно в народные игры (Материалы 2-й Всесоюзной конференции «ГТО, туризм и подвижные игры как массовые формы физического воспитания населения». Минск, 1976).

Сравнение записей белорусских народных игр дореволюционного периода с современными записями показывает большие изменения, происшедшие в характере и содержании этих игр. 

Игры без предметов

Кузнечики (Конiкi)

Играют мальчики и девочки 9-13 лет (на поляне, лужайке, площадке размером примерно 20 X 50 м или в спортивном зале). Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.

Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.

Правила.

  1. Вышедший из круга «скворец» не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает еще раз в круге.
  2. «Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойман­ными и становятся в круг.
 

Пастух и волк (Пастух i воук)

()

Эта старинная игра распространена до сих пор (в многочисленных разновидностях) во всех областях Белоруссии.

Площадку для игры выбирают в лесу, саду или дворе, имеющем какие-либо укрытия. Играют обычно 5-15 детей в возрасте 6-10 лет.

Описание. Дети выбирают «волка» и «пастуха». «Волк» прячется, а «пастух» остается на площадке, и вокруг него рассаживаются остальные играющие - «овечки». «Пастух» изображает взрослого пастуха, сгоняющего овец в стадо, затем останавливается и говорит примерно так:

- Пасу, пасу овечек от утра до вечера. Волк за горой, а я за другой. Я волка не боюсь, палкой оборонюсь. Отойду пока в тенёк да прилягу на бочок. (Отходит в сторону, присаживается, отворачивается и делает вид, что заснул.)

После этого крадучись приходит «волк» и одну за другой уводит и прячет где-либо всех «овец», а сам остается на площадке. «Пастух», проснувшись, спрашивает у «волка»:

- Волк, волк, ты не видел моих овечек?

- Нет, не видел, - отвечает «волк». - Иди поищи!

«Пастух» ищет «овец». Когда он приближается к тому месту, где они спрятаны, «овечки» начинают производить какой-нибудь шум, например начинают шипеть. Тогда «пастух» спрашивает:

- Что это шипит?

- Это моя волчиха сало жарит, - отвечает «волк».

«Овечки» начинают стучать.

- Волк, что это стучит?

- Это лесорубы лес валят.

«Овечки» начинают пищать.

- Волк, кто это пищит?

- Это цыплята зерно ищут.

Так продолжается до тех пор, пока «волк» не замешкается с ответом. Тогда «овечки» начинают блеять. «Пастух» обращается к «волку»:

- Волк, а чьи это овечки блеют?

- Мои.

- Ну-ка покажи!

«Волк» после этих слов убегает, «овечки» бегут за ним и, если догонят, приводят к «пастуху». В противном случае «волк» становится победителем. На этом игра заканчивается.

Правила.

  1. Спасаясь от погони, «волк» не должен выбегать за оговоренные перед началом игры границы. Иначе он считается пойманным.
  2. «Волк» считается пойманным и в том случае, если его коснулась (осалила) рукой любая из догоняющих его «овечек».
 

Просо (Проса)

Эта игра распространена среди мальчиков и девочек 8-14 лет. Количество участников - 10-30 человек.

Описание. По жребию или просто по желанию выбирают «хозяина» (или «хозяйку») и становятся в одну шеренгу, взявшись за руки. «Хозяин» проходит вдоль шеренги, останавливается возле кого-либо и говорит:

- Приходи ко мне просо полоть.

- Не хочу!

- А кашу есть?

- Хоть сейчас!

- Ах ты, лодырь! - восклицает «хозяин» и бежит к любому концу шеренги.

«Лодырь» тоже бежит к этому концу шеренги, но за спинами играющих. Кто из них первый схватит за руку крайнего в шеренге, тот становится с ним рядом, а оставшийся меняется ролью с «хозяином».

Правила.

  1. После слов «ах ты, лодырь» «хозяин» имеет право сделать несколько обманных движений и только после этого бежать к какому-либо концу шеренги. Соревнующийся с ним игрок должен бежать непременно к тому же концу.
  2. Если бегущие схватят за руку крайнего игрока одновременно, то водить продолжает прежний «хозяин».
  1. Налимы (Мянькi)

Играют от 15 до 30-40 мальчиков и девочек младшего школьного возраста на ровной, четко обозначенной площадке длиной 20-30 м и шириной 10-15 м. Эта площадка - «река».

Рис. 1 Налимы  

Описание. Посредине каждой из четырех сторон площадки и в центре ее рисуют кружки диаметром 1,5-2 м. Это «ямы» (рис. 1). Затем по считалке выбирают двух «рыбаков». Держась за руки, они догоняют остальных играющих («рыб» - «налимов») и ловят, замыкая вокруг них свои руки. Пойманные присоединяются к «рыбакам», взявшись с ними за руки, т. е. расширяя цепочку ловящих - «невод». «Рыбы» могут спасаться в «ямах», но находиться в «яме» может только одна «рыба».

Игра продолжается до тех пор, пока «рыбаки» не переловят всех «налимов», кроме пяти спасшихся в «ямах».

Правила.

  1. Если руки у «рыбаков» во время ловли расцепятся, то «рыба» не считается пойманной и может выскочить в месте разрыва.
  2. По договоренности между игроками «налимы» могут проскакивать сквозь «невод» под руками ловящих, но не применяя силы.
  3. Если спасающийся от «рыбаков» «налим» забежит в «яму», где уже находится другая «рыба», то эта «рыба» должна освободить «яму».

Гончая (Хорт)

В игре участвуют обычно мальчики (иногда и девочки) 9-13 лет, 10-20 человек. Местом для игры может быть любая чем-либо обозначенная площадка - «поле» (размером примерно 50х20 м).

Описание. На земле рисуют «клетку» - круг диаметром 3-5 м. Вокруг нее становятся дети - «зайцы», которые по уговору выбирают «заячьего короля». Он входит в середину «клетки» и говорит, указывая при каждом слове по очереди на каждого играющего:

- Заяц, заяц, где ты был? - В болоте. - Что делал? - Траву жал. - Где спрятал? - Под колодой. - Кто унес? - Заяц. - Кто ловит? - Хорт!

При последнем слове все игроки разбегаются, а тот, на кого выпало слово «хорт», начинает их ловить и отводит пойманных в «клетку», где они должны находиться до конца игры. Так продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «зайцы».

Правила.

  1. «Зайцы» не имеют права выбегать за пределы «поля».
  2. «Заяц» считается пойманным, если «хорт» схватит его за руку или коснется плеча.

Вариант. Перед началом игры участники могут договориться, сколько времени (например, 5 или 10 мин) «хорт» может ловить «зайцев». Подсчитывают, сколько «зайцев» успеет поймать «хорт» за отведенное время. Игра повторяется несколько раз. В конце определяют лучшего «хорта» (поймал больше «зайцев»).

Молоко (Малако)

Играют мальчики и девочки 5-8 лет, 10-20 детей.

Описание. Дети выбирают «кота» и «хозяйку», затем усаживаются (прижав колени к груди и обхватив их руками) в круг на расстоянии полуметра друг от друга. Это «кувшинчики с молоком» («гладышки»). Хозяйка зовет «кота»:

- Кис, кис, кис!

- Мяу, мяу! - отвечает «кот».

- Ты где гулял?

- Во дворе.

- А мышку поймал?

- Нет!

- Почему? - спрашивает «хозяйка».

- Молока хочу!

- Выбирай гладышку!

«Кот» обходит «гладышки», дотрагивается до каждой и облизывается. Хозяйка спрашивает:

- Ну что, выбрал?

«Кот» подходит к «хозяйке» и на ухо, чтобы никто не слышал, сообщает имя выбранного им игрока. «Хозяйка» говорит:

- Если сможешь, бери! - и отворачивается.

«Кот» снова обходит «гладышки», берет каждую за плечи и толкает влево, говоря: «Не хочу, не хочу, не хочу...»

Дойдя до выбранной «гладышки», он говорит: «Хочу!» - и неожиданно толкает «гладышку» вправо. Если она «повалится» (т. е. игрок, потеряв равновесие, вынужден будет опереться на руку), то выбывает из игры и «кот» снова начинает переговоры с «хозяйкой». Если же игрок, которого выбрал «кот», успеет среагировать на его движение и не потеряет равновесия, то «кот» меняется с ним ролью и игра начинается сначала.

Правило. «Кот» имеет право толкать вправо только того игрока, которого он перед этим назвал «хозяйке».

Котятки (Кацяняткi)

Место для игры - любая просторная площадка. Количество участников - 6-10 человек (обычно младшие школьники).

Описание. На земле (полу) чертят линию - «улицу», метрах в шести-восьми перед ней - круг («дом»). После этого выбирается «кошка». Она заходит в «дом», играющие - «котятки» - подходят к ней на 2 шага, и «кошка» спрашивает: «Котятки-ребятки, вы где были?»

Последующий разговор может проходить, например, так: «Котята»:

- В саду!

«Кошка»:

- А что там делали?

«Котята»:

- Цветы рвали!

«Кошка»:

- А где же эти цветы?

Количество вопросов и ответов зависит от фантазии и сообразительности играющих. «Котята» могут давать несколько ответов, но «кошка» выбирает один и в зависимости от его содержания задает новый вопрос. Как только «котята» при ответе допустят паузу, «кошка» кричит: «Ах вы обманщики!» - и старается поймать кого-либо из них. Чтобы спастись, «котята» должны убежать на улицу, т. е. стать на линию, взявшись за руки. Того, кого «кошка» поймает, она уводит в «дом». Спустя некоторое время к «дому» подходят остальные «котята», и все начинается сначала.

Игра продолжается, пока «кошка» не отведет в «дом» всех «котят».

Правила.

  1. «Кошка» может начать ловить «котят» не только тогда, когда они замешкаются, но и в случае неправдоподобного ответа.
  2. Если «кошка» никого не догонит, то уводит в «дом» того, кто стал на линию последним.

Лес, болото, озеро (Лес, балота, возера)

Участвовать в игре могут мальчики и девочки дошкольного и школьного возраста, от 5 до 30 человек.

Описание. Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга примерно на равном расстоянии от первого (при проведении игры в зале это могут быть три противоположных его угла, ограниченные линиями). В первый круг (или угол) становятся играющие, а остальные круги получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или любое другое животное (можно договориться называть и растения) и быстро считает до условленного числа. Все бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания, названного животного или птицы и т. д. (например, в круг, означающий лес, если назван волк, в круг, означающий озеро, если названа щука). Слово «лягушка» позволяет стать в любой круг, поскольку лягушки живут и в озере, и в болоте, и в лесу. Побеждают те, кто ни разу не ошибся за определенное число конов.

Правила.

  1. Менять круг, в который прибежал, нельзя.
  2. Если прибежавший хотя бы одной ногой ступит не в тот круг, то он получает штрафное очко или выбывает из игры (смотря по уговору).
  3. Тот, кто не успел добежать до круга или прибежал последним, также получает штрафное очко или выбывает из игры. 
Борода (Барада)

Одна из самых распространенных среди белорусов игр - «Квач» («Салки»). Ее разновидность «Борода» типична для сел Белоруссии. Здесь издавна играли не только на просторных площадках, полянах, но и в небольших помещениях, например в хате на вечерках. В игре участвовало обычно 5-10 подростков.

Описание. Чтобы водящему не было слишком просто салить убегающих на ограниченном пространстве хаты, его задачу усложняли: салить он мог только связанными за спиной кистями рук. В настоящее время руки чаще не связывают, а просто держат за спиной кистью одной руки запястье второй и этой (второй) рукой салят. Игроки разбегаются по комнате. Водящий пытается схватить или лишь коснуться свободными пальцами кого-нибудь из участников игры. Если ему это удается, то осаленный сменяет его, т. е. становится «бородой». Играют обычно 10-15 мин (пока не набегаются вволю).

Правила.

  1. Если водящий расцепит руки, чтобы легче было салить, то это осаливание не засчитывается.
  2. Водящему не разрешается преследовать все время одного и того же игрока.
  3. Новому водящему нельзя сразу салить того, кто только что был водящим.
 

Игры с предметами

Маялка

()

Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников - 7-15 человек.

Рис. 2 Маялка  

Описание. Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.

Правила.

  1. Водящий может вызывать одного и того же игрока не более 3 раз подряд.
  2. Если подброшенный водящим мяч упадет за пределами круга, значит, водящий сам «замаялся». В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.

Что делаешь? (Што робiш?)

Играют девочки и мальчики 5-8 лет. Местом для игры может быть лесная поляна, площадка, комната. Количество участников - 5-15 человек. Инвентарь - палочки или прутики (у каждого играющего).

Описание. Играющие выбирают «хозяйку», затем рассаживаются по кругу и выкапывают перед собой ямочки или рисуют кружки. «Хозяйка» обходит всех и задает каждому какую-либо «работу»: например, печь хлеб, варить обед, пилить дрова, косить сено, чинить стул, носить воду. Играющие должны все время постукивать палочкой по своему кружку и называть вслух заданную им «работу».

Дав каждому задание, «хозяйка» становится в середине круга и говорит:

- А теперь будем все... (Называет какое-либо занятие, например: петь, забивать гвозди, пилить, стругать и т. д.) Начали!

Играющие обязаны повторять все, что прикажет «хозяйка». Несколько раз переменив задание, она, указывая прутиком на кого-либо из играющих, неожиданно спрашивает:

- Что делаешь?

Тот, кого она спросила, должен немедленно назвать ту работу, которую ему поручили в начале игры. Кто ошибется выбывает из игры (или продолжает играть, получив штрафное очко), после чего «хозяйка» дает всем новые задания.

Побеждает ни разу не сбившийся в игре. Он становится «хозяйкой», и игра повторяется.

Правила.

  1. Тот, кого спросил водящий, должен назвать свою работу не позже чем водящий сосчитает до трех.
  2. Подсказавший получает штрафное очко или выбывает из игры.

Иванка

()

Для игры подходит любая просторная площадка или зал. Играющим нужна кукла (Иванка) или любой другой предмет (например, мяч, кубик). Играют 10-20 детей в возрасте 7-12 лет.

Рис. 3 Иванка  

Описание. На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его очерчивается квадрат со стороной около 1 м - «дом лесовика» («ведьмы»). Сюда сажают (кладут) Иванку (рис. 3). Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» веточкой (или просто рукой) стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Она может быть закончена (по желанию участников), когда проводится очередная смена «лесовика» или когда «лесовик» выведет из игры всех «лебедей».

Правила

  1. «Лесовик» не имеет права выходить из «леса» и подходить к своему «дому» ближе 1 шага.
  2. Если «лебедю» удается схватить Иванку, но водящий осалит его в пределах «леса», то «лебедь» выбывает из игры, а Иванку возвращают на прежнее место - в «дом».

Побелка (Пабелка)

()

Играют зимой, обычно подростки и юноши, а по праздникам - и мужчины. Место для игры - любая заснеженная площадка. Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание. Участники скатывают из снега шар диаметром около 1 м и становятся вокруг него, взявшись за руки. По сигналу каждый играющий, упираясь ногами, старается затянуть соседа в середину, чтобы он коснулся снежного шара. Как только кто-нибудь коснется шара - «побелится» (а это обычно хорошо видно, так как на одежде «побеленного» останутся следы снега), заметивший это кричит: «Побелен!» - и называет имя «побеленного». Игра останавливается. «Побеленный» выбывает из игры. Остальные снова берутся за руки, и игра продолжается. Последние двое оставшиеся в игре становятся друг против друга и, взявшись за руки над шаром, стараются перетянуть друг друга. Кто из них «натянет» соперника на шар, тот и выигрывает.

Правила

  1. Игроки, разомкнувшие руки, выбывают из игры.
  2. Тянуть в круг можно лишь после того, как все возьмутся за руки (можно выбрать судью, подающего команду).

Подхват (Падхват)

Играют зимой, преимущественно мальчики 10-15 лет. Место для игры - заснеженный склон. Инвентарь - санки, шишки или другие мелкие предметы. Количество играющих не ограничено.

Описание. На склоне вдоль накатанной санной колеи раскладываются шишки. Съезжая с горы по очереди, играющие на ходу собирают шишки. Кто больше соберет («подхватит») шишек, тот выигрывает.

Правила

  1. Нельзя тормозить или останавливать санки около лежащих шишек.
  2. Если для съезжающих последними по очереди останется мало шишек, то их добавляют.

У лиса (У лiса)

Играют чаще всего подростки. Участников должно быть не меньше 6-7, а лучше 10-15 человек. Для игры нужен жгут из мягкой веревки длиной около 50 см (или из полотенца, шарфа, пояса и др.).

Описание. Выбирается (по считалке или добровольно) водящий («лис»). Все становятся в колонну по одному, руки опущены. Водящий идет вдоль колонны и передает кому-нибудь в руки незаметно для остальных жгут (в колонне никто не должен оглядываться). Получивший жгут бежит вперед и старается осалить им стоящего первым в колонне. Бывший «лис» становится на освободившееся место. Если стоящий первым в колонне заметит подбегающего к нему со жгутом, то бежит с другой стороны колонны к ее концу, стараясь стать позади последнего прежде, чем его догонит и осалит бегущий со жгутом. Кто из них окажется менее быстрым, тот становится «лисом» и начинает новый кон игры.

Правила.

  1. Заметившие, что жгут передан, не должны сообщать об этом другим игрокам.
  2. Если стоящий в колонне оглянется, то он становится водящим (это правило вводится по договоренности между игроками).
 Гуськи (ГускI)

Играют зимой ребята 12-16 лет. Место для игры - ледяная круглая площадка диаметром 10-15 м. Инвентарь - «колки» (раздвоенные на концах палки длиной 1-1,2 м) и «гуськи» (чурки длиной 10-12 см и толщиной 3-4 см). «Колков» и «гуськов» должно быть столько же, сколько играющих (4-8 человек).

Описание. В зависимости от тактических соображений каждый игрок в любом месте на краю площадки выкапывает «гнездо» - ямку диаметром 25-40 см. Затем все становятся возле своих «гнезд», «гуськи» держат при себе. Кто-либо кладет свой «гусек» на середину площадки. Хозяин выставленного «гуська» стучит «колком» о лед 3 раза. После третьего удара все бегут к «гуську», и каждый старается завладеть им и ударами или толчками «колка» загнать в свое «гнездо». Как только «гусек» загнан, на середину кладут следующий «гусек», и все начинается сначала. Так продолжается до тех пор, пока все «гуськи» не будут загнаны в «гнезда». В чьем «гнезде» окажется больше «гуськов», тот выиграл.

Правила

  1. Во время игры запрещается хватать соперника руками.
  2. Передвигать «гуська» можно только «колком».
  3. Загнанный в «гнездо» «гусек» засчитываете?! хозяину этого «гнезда», независимо от того, кто совершил по «гуську» последний удар.

Клёк

Эта старинная игра пастухов-подростков до сих пор бытует во многих районах Белоруссии.

Играют мальчики 10-14 лет. Место для игры - площадка на воздухе длиной 80-100 м. Инвентарь - палка и «клёк» - заостренная с обеих сторон чурочка длиной 10-12 см и толщиной 3-4 см. Количество участников - 2-6 человек.

Описание. На краю площадки чертят исходную линию. Параллельно ей на расстоянии 2 м проводят вторую линию. Между ними - «болото». Еще одно такое же «болото» рисуют посередине площадки. Затем играющие устанавливают по жребию или считалке очередность ударов.

«Клёк» кладут поперек исходной линии. Ударом палки по концу «клёка» нужно заставить его лететь вверх-вперед и как бы перепрыгнуть через «болото». Если это удалось, то отмечают место падения «клёка» черточкой, с которой этот же игрок будет отбивать «клёк» дальше, когда снова придет его очередь. Если «клёк» попадет в одно из «болот», значит, он «увяз» и игрок, забросивший его туда, должен снова начинать игру с исходной линии. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из игроков достигнет конца площадки.

Правила.

  1. Игроки производят в порядке очереди по одному удару, продвигаясь каждый раз вперед от места падения «клёка» после предыдущего удара.
  2. Если удар оказался неудачным и «клёк» не полетел вперед, игрок может сделать еще две попытки (это правило вводится, когда игроки еще слабо владеют техникой удара).

Сбей картошку («ЗбI бульбу»)

В народе издавна были широко распространены игры-упражнения на испытание силы, ловкости, сообразительности, умения действовать в самых необычных условиях. Вот одно из таких игровых испытаний для подростков и юношей 14-18 лет и старше.

Рис. 4 Сбей картошку  

Описание. На два пня (в помещении их могут заменить табуреты, стулья), находящиеся на расстоянии 1,5-2 м друг от друга, кладут крепкую круглую палку. На землю (пол) желательно постелить солому (или гимнастический мат). Надо сесть на середину палки, скрестив ноги, лицом в сторону одного из пней (табуретов), причем коленями опираться на палку не разрешается, зато можно опираться о землю (пол) второй палкой длиной 1-1,5 м, держа ее правой или левой рукой (на рис. 4 показан один из возможных вариантов положения сидящего на палке). Уравновесив себя, играющий поднимает эту палку и старается сбить ею 4 картофелины, которые положены в виде квадрата со стороной 20-30 см на каждом пне (табурете). Если при этом он теряет равновесие, то может снова опереться палкой о землю, а потом продолжить попытки сбить картофелины. Кто не удержится на палке и коснется земли ногой или рукой, тот уступает очередь следующему. Задача участников - сбить все картофелины при наименьшем количестве попыток.

Правила.

  1. Если участник, сбив картофелины, после этого не удержится на палке, его результат не насчитывается.
  2. Игроку запрещается передвигаться по палке, на которой он сидит.

Мячик в ямку! (Мячык у ямку)

Это разновидность известной игры «Котёл». Она интересна тем, что для игры достаточно 2 человек. Играют обычно подростки. Нужна небольшая площадка - достаточно 7-10 м в поперечнике. У каждого играющего палка длиной 100-120 см с загнутым концом (можно взять хоккейную клюшку). Для игры нужен мячик величиной с кулак (можно теннисный).

Описание. По жребию определяют, кто водит. Другой играющий становится у ямки диаметром около 15 см. Игрок, находящийся у ямки, ставит в нее конец своей палки. Водящий пытается загнать палкой мяч в ямку. Но только он поближе подкатит мячик к ямке, как второй игрок ударяет по мячу палкой как можно сильней, и мяч улетает далеко. Водящий снова гонит его к ямке. Если он загонят мяч в ямку или поставит в нее свою палку в тот момент, когда другой игрок вынул палку для удара, эти игроки меняются ролями.

Правила.

  1. Если оба игрока поставили палки в ямку одновременно, водящий остается прежний.
  2. Нельзя выталкивать чужую палку из ямки, ударяя по ней своей палкой.«
Храбрый заяц» («Храбры заяц»)

()

В этой игре участвуют обычно младшие школьники и подростки. Количество играющих - 5 человек. Для игры необходим один волейбольный мяч.

Описание. На земле рисуют квадрат 8X8 м, который делят на 4 равные части. В каждом углу квадрата чертят круг диаметром 1м - «засада». После этого играющие с помощью жребия или считалки выбирают водящего - «зайца». Остальные игроки - «охотники». Они становятся по одному в каждой «засаде», а «заяц» - в любом месте квадрата.

Первый вариант. «Охотники», перебрасывая друг другу мяч, выбирают удобный момент и метают мяч в «зайца». «Охотник», в квадрате которого был осален мячом «заяц», сам становится «зайцем» или им становится «охотник», не попавший в «зайца». Если «заяц» поймает мяч на лету, он имеет право кинуть его в того «охотника», который бросал мяч, и в случае попадания поменяться с ним местами.

Правила.

  1. «Зайцу» не разрешается выходить за границы квадрата, а «охотникам» входить в него из своих «засад».
  2. Если «охотник» не поймает брошенный ему мяч, то «заяц» бросает его в этого «охотника» с дальней от него линии квадрата, после чего «охотник» обязан принести мяч и ввести его в игру.

Второй вариант. Игрок, метнувший мяч в «зайца» и не попавший в него, выбывает из игры и его место занимает кто-либо другой.

Третий вариант. Игрок, метнувший мяч в «зайца» и не попавший в него, выбывает из игры и его «засада» остается пустой. В этом случае выигрывает (в зависимости от договоренности) или «заяц», оставшийся неосаленным, или последний игрок, сумевший осалить «зайца».

Пушка

()

Одна из простейших ее разновидностей - «Пушка».

Под разными названиями повсеместно распространена в Белоруссии общая для восточных славян игра «Городки».

Играют подростки, юноши. Однов­ременно в игре участвуют только 2 человека. Для игры требуется одна бита (палка) и по 5 городков (чурок) на каждого игрока.

Описание. На земле проводят две линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. Бросают жребий, кому начинать игру и кому на какой линии стать. Каждый игрок ставит на свою линию один городок («пушку») в вертикальном положении. Первый по очереди метает в «пушку» биту. Если «пушка» сбита, ее отдают сбившему и ставят новую. Игрок продолжает бить, пока не промахнется. Тогда очередь бить переходит к сопернику. Игра заканчивается, когда один из участников захватит все «пушки» соперника.

Правила.

  1. Если у одного из участников проиграны все 5 его городков, он может ставить на линию выигранные им городки соперника.
  2. Метать биту можно только из-за своей линии, не заступая вперед.

Дом (Хата)

Играют мальчики-подростки на улице или поляне. Количество участников - от 4 до 10 человек. Для игры требуются одна палка (бита) и 6 городков.

Рис. 5 Дом  

Описание. Участники делятся на две равные команды. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии 12-15 м одна от другой. Представители команд бросают жребий, кому начинать игру. Участники команд договариваются об очередности ударов. Каждая команда устанавливает на своей линии фигуры из 3 городков. Цель игры - сбить эти фигуры.

Удары производятся в порядке очереди: удар первой команды, удар второй команды, снова удар первой и т. д. Фигура считается сбитой, если все 3 городка выкатятся за линию. Если хоть один городок откатится вперед, фигура не считается сбитой и городок выбивается следующим ударом или несколькими ударами.

Порядок установки фигур: 1) «лес», 2) «дорога», 3) «воз», 4) «конь», 5) «ворота», 6) «хата» (рис. 5).

Расстояние между городками (где они установлены не вплотную) равно длине одного городка. Сбить первую фигуру - значит «выйти из леса», вторую - «пройти дорогу», третью - «догнать воз», четвертую -- «догнать коня», пятую - «войти в ворота», шестую - «войти в хату».

Чья команда первой «войдет в хату», та выигрывает.

Правила.

  1. Во время удара все игроки противоположной команды отходят в сторону.
  2. Бросать биту по фигуре можно только из-за своей линии, не переступая ее.
  3. Сбитые фигуры устанавливаются игроками той команды, чья фигура сбита.
  4. Команда, начавшая игру второй, имеет право на последний удар даже в том случае, если все ее фигуры уже сбиты.
 

Два огня (Два агнI)

Играют чаще мальчики 13-15 лет (на ровной площадке с твердым грунтом или в спортивном зале). Количество играющих - от 8 до 20 человек. Инвентарь - мячик (лучше волейбольный или баскетбольный).

Описание. Выбирают двух водящих (это «огни») и разделяются на две группы. На земле рисуют «коридор» длиной 8-12 м и шириной 8-10 м. «Огни» становятся в «коридоре», а остальные играющие располагаются у линий с обеих сторон «коридора»: одна группа - вдоль левой стороны, вторая - вдоль правой. Играющие сильным ударом о землю внутри «коридора» перебрасывают от группы к группе мяч, а «огни» стараются его поймать. Если им это удается, то игрок, бросивший мяч, считается «сгоревшим» и выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока «огни» или выведут из игры одну из групп, или сами «погаснут», т. е. откажутся от продолжения игры.

Правила.

  1. В «коридоре» находятся только водящие, остальным играющим не разрешается входить в него.
  2. Поймав мяч, игрок может перекинуть его 1 раз другому игроку из своей группы, но следующий бросок может быть только через «коридор».

Вариант. Игра может проводиться на время со сменой «огней» через 10-15 мин. В этом случае побеждают «огни», выведшие из игры большее количество игроков.

sad2smolevichi.schools.by

Игрушки. Белорусские игрушки.. Новости 6 "группа". Ясли-сад № 70 г. Гродно

Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокий древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый paнимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в виде коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего года и не привязывали к конкретному сезону.

      Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.         

                                                     

      На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки.

СОВЕТУЕМ  РОДИТЕЛЯМ ПРИ ПОКУПКЕ ИГРУШЕК:

  1. Приобретение игрушек должно зависеть от педагогической их ценности, а не от бюджета. Соблюдайте при этом чувство меры.
  2. Детям следует приобретать игрушки разных видов:
  • Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта).  
  • Двигательные игрушки: различные каталки, коляски, машины.
  • Строительные наборы.
  • Дидактические игрушки: башенки, пирамидки, кубы, мозаики, настольно-печатные игры.  
  • Игрушки-забавы.    
  1. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор.
  2. У ребёнка должна быть любимая образная игрушка: кукла, мишка, обезьянка и т.п., с которой он гуляет и играет.
  3. Купив новую игрушку, покажите малышу, как с ней можно играть, подскажите, как её использовать в сочетании с другими игрушками, подскажите разные варианты игр с ней.
  4. Отведите удобное ребёнку место для игр.
  5. Найдите время поиграть с ним. Но, включаясь в игру малыша, старайтесь ненавязчиво советовать,  подсказывать, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.
  6. Приучайте детей к порядку и бережливости.

ddu70grodno.schools.by